Согласно разъяснению Российского союза автостраховщиков, появление в ОСАГО «коэффициента страховщика» даст возможности для дополнительного снижения цены полиса.
В сообщении РСА говорится, что официально опубликованные поправки в закон об ОСАГО, в частности, предусматривают возможность варьировать базовый тариф от некоторых обстоятельств, существенно влияющих на вероятность наступления страхового случая и потенциальный размер вреда. Однако эксперты РСА отмечают, что страховщик не сможет использовать определенные факторы, если их использование будет запрещено Банком России.
В соответствующем пункте закона речь идет о том, что, помимо закона, Банк России имеет возможность сформулировать ограничения, которые введут перечень рисков, которые не могут быть учтены для оценки риска.
Авторы разъяснения предполагают, что это могут быть такие факторы, как, например, раса, вероисповедание и т.д. Еще на заре реформы ОСАГО шла речь о неком эквиваленте «коэффициента страховщика», который бы мог влиять на ценообразование.
Например, многие страховщики при страховании каско используют фактор «наличие у страхователя детей». Математически доказано, что водители с детьми водят более аккуратно и реже попадают в аварии. Или, наоборот, фактор «цвет автомобиля». Например, считается что владельцы автомобилей красного цвета ведут себя более агрессивно на дороге. В каско уже накоплен опыт индивидуального ценообразования, каждый страховщик сможет опираться на этот опыт и на критерии, которые по его практике в большей степени сказываются не убыточности.
Таким образом, заключают эксперты РСА, с помощью данной поправки страховщики могут применять тариф индивидуально. Имеется в виду, что, например, сейчас для всех жителей определенной территории страховщик вынужден устанавливать единую базовую ставку страхового тарифа для всех клиентов с транспортными средствами одной категории и назначения. С помощью данной поправки страховщик сможет разделить страхователей на тех, кто с более низкой вероятностью попадет в ДТП, и им базовую ставку уменьшить, и тех, кто более вероятно попадет в ДТП, и им, наоборот, ее повысить. Это основной принцип индивидуализации тарифов: аккуратный водитель должен платить меньше, а неаккуратный — больше. При этом, отмечают авторы разъяснения, с точки зрения «средней температуры по больнице», общий объем сборов останется прежним.
Вся структура реформы выстраивалась таким образом, чтобы безаварийные и аккуратные водители платили меньше, а маргиналы — больше. По задумке, все изменения должны происходить внутри общей массы сборов, которая в среднем останется на том же уровне.
Этот принцип был заложен и в предыдущем этапе реформы — предполагалось, что цена ОСАГО снизится на 1—1,5%, но она стала меньше в среднем на 5% — рыночные механизмы и появившиеся дополнительные возможности для конкуренции привели к тому, что цены падали сильнее ожиданий аналитиков.
Сегодня дополнительной вводной к уравнению стало усиление кризисных факторов, падение национальной валюты (а многие детали и лакокрасочные материалы для ремонта по ОСАГО поставляются из-за рубежа), но, считают эксперты РСА, что в конечном счете перевесит — бОльшие возможности конкурировать или указанные факторы, покажет время. Они прогнозируют общее изменение в ту или иную сторону в рамках погрешности в несколько процентов.