Исходя из косвенных признаков, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечает в мае в экономике России незначительное восстановление производственной активности, за исключением добычи нефти, снижение которой стартовало в рамках выполнения соглашений с ОПЕК+.
Объем электропотребления, отражающий производственную активность электроемких потребителей, в мае продолжил снижаться, отмечают в аналитической записке руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников и ведущий эксперт Дмитрий Галимов. По сравнению с апрелем среднесуточное потребление снизилось на 2,0% после уменьшения на 3,5% в апреле (к марту, оценки с коррекцией на календарный, сезонный и температурный факторы).
Авторы анализа напоминают, что слабое первоначальное снижение в апреле отчасти связано с ростом электропотребления населения — как оставшихся дома, так и, особенно, уехавших на дачи. По предварительной оценке экспертов ЦМАКП, прирост электропотребления в апреле со стороны оставшихся дома составил порядка 0,6—0,7%, а со стороны уехавших на дачи — не менее 3—4% от общего объема электропотребления.
Сокращение электропотребления в мае, по их оценке, связано исключительно с уменьшением добычи нефти в рамках выполнения соглашений с ОПЕК+ (а добыча нефти и газа без учета транспортировки занимает около 10% от объема внутреннего электропотребления).
По данным РАО РЖД, в погрузке грузов на железнодорожном транспорте по результатам мая отмечается приостановка сокращения объемов погрузки. При этом в части строительных грузов, где снижение носило относительно скромные масштабы, объем погрузки пока остается на уровне предыдущего месяца, что примерно соответствует и уровню середины прошлого года. В то же время, в части экспортно-сырьевых грузов после значительного апрельского сокращения объемов погрузки наблюдается их частичное восстановление.
Правда, эксперты ЦМАКП делают оговорку, что не учитывают в своем анализе перевозки угля, зерна и комбикормов, динамика перевозок которых особенно значимо отражает действие специфических отраслевых факторов, а не изменение конъюнктуры в экономике. Также ими не отслеживаются перевозки грузов внутреннеориентированных производств, в связи с тем, что их большая часть перевозится автотранспортом, а динамика перевозок железнодорожным транспортом отражает также изменение его относительной привлекательности по сравнению с автомобильным.
Согласно индексу IHS Markit PMI обрабатывающих отраслей, также отмечается некоторое улучшение конъюнктуры по сравнению с апрелем — в мае значение индекса составило 36,2 после 31,3 в апреле. Аналитики ЦМАКП отмечают, что текущее значение остается крайне низким — ниже минимального уровня за весь период наблюдений, однако оно ощутимо выше апрельского, что, по их мнению, может сигнализировать о начале восстановительного роста.