Новое недельное исследование Лаборатории «СберДанные» и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка показало, что с 25 по 31 мая ситуация на потребительском рынке заметно улучшилась.
С 25 по 31 мая расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 3% по сравнению с предшествующей неделей. Падение относительно сопоставимого периода 2019 г. сократилось до 12,6% год к году. Это, отмечают аналитики Сбербанка, лучший результат с начала апреля, еженедельный прирост остается стабильным, хотя и довольно сдержанным.
Последовательные улучшения сохраняются и по другим оперативным источникам. Данные оператора онлайн-касс «Эвотор», входящего в Группу Сбербанк, указывают на рост количества активных кассовых терминалов с 61,8 до 64,3%. Индекс потребительской активности на новом аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период вырос с 60,6 до 63,6 пункта. Изменение за весь май составило –16,8% в годовом выражении, что существенно лучше показателя апреля (–26,2% соответственно). Восстановление товарооборота уже заметно в масштабе всего месяца: падение относительно 2019 г. составляет менее 2%. Потери потребления услуг при этом остаются значительными: –47,6% год к году после –57,7% в апреле.
В разрезе категорий наилучшую динамику в мае показали непродовольственные товарные сегменты. Безусловные лидеры — «Универсальные магазины» (за счет интернет-торговли) и «Компьютеры и ПО». Несмотря на общее слабое начало месяца, объем продаж в категории «Товары для строительства и ремонта» практически восстановился к уровню прошлого года. В категориях услуг небольшие улучшения там, где возможно использование онлайн-коммуникаций и посредничества (спорт, автодилеры, в меньшей степени — кафе и рестораны, а также традиционные продавцы одежды и обуви). Следующим значимым событием, способным поддержать восстановление, логично считают эксперты Сбербанка, станет постепенное снятие ограничений в крупных городах.
Они также отмечают, что на рассматриваемой неделе появились официальные данные по потребительским расходам за апрель. Общее изменение совпало с теми их прогнозами, которые были сделаны ими еще по итогам двух первых карантинных недель. Однако в структуре оценок есть два существенных различия.
Во-первых, Росстат фиксирует падение объема продаж продовольствия в апреле (–5,8% в годовом измерении). На взгляд авторов анализа, эта оценка имеет высокий шанс быть пересмотренной, так как никаких подтверждений подобной динамики ни в собственных данных Сбербанка, ни в других источниках найти им не представляется возможным.
Во-вторых, падение сектора услуг, согласно официальным данным, было более скромным (–37,9% год к году против оценки авторов анализа Сбербанка в –57,7%).
По их мнению, существенным фактором расхождения здесь стали различия в методологии — в первую очередь большее число типов услуг, используемое в расчетах экспертов Сбербанка (рестораны, кафе, различные развлекательные заведения и т.п.).