По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй, в мае 2020 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 40,9 тыс. единиц, говорится в сообщении НБКИ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 47,7% (в мае 2019 г. — 77,8 тыс. единиц)
При этом по сравнению с предыдущим месяцем в мае 2020 г. выдача автокредитов, наоборот, выросла более чем в два раза (на 106,9%) (в апреле 2020 г. — 19,8 тыс.).
В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам за год не изменился и в мае 2020 г. составил 675 баллов (минимальное значение — 300, максимальное — 850 баллов)
Также аналитики НБКИ отмечают, что согласно данным агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в мае 2020 г. уменьшился на 47,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 61,7 тыс. единиц (в мае 2019 г. — 117,8 тыс.).
В мае текущего года наибольшее количество автокредитов в регионах РФ было выдано в Республике Татарстан (2,39 тыс. единиц), Республике Башкортостан (2,25 тыс.), Санкт-Петербурге (2,02 тыс.). Челябинской области (1,88 тыс.) и в Москве (1,85 тыс. единиц).
Снижение выдачи автокредитов было отмечено практически во всех регионах страны. При этом, отмечают эксперты НБКИ, самую серьезную динамику сокращения количества автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в мае 2020 г. по сравнению с маем 2019 г. продемонстрировали Москва (–69,7%), Московская область (–69,6%), Краснодарский (–59,8%) и Ставропольский (–56,5%) края, а также Санкт-Петербург (–55,9%).
«В период карантинных мероприятий в апреле — мае 2020 г. наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, — полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось, а в мае, если и работало, то не во всех регионах и не целый месяц. Как видим, по мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно восстанавливается и будет улучшаться в дальнейшем. Однако на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. — И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов в мае упали практически в два раза. Но если сравнивать майские итоги с апрельскими, то ситуация в обеих отраслях уже выглядит лучше. А в июне она, по всей видимости, должна еще улучшиться. Во-первых, с июня была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывают серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».