Очередное еженедельное исследование лаборатория «СберДанные» и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка показало изменение структуры спроса в пользу услуг.
С 15 по 21 июня расходы потребителей на товары и услуги незначительно снизились (−0,5% по сравнению с предшествующей неделей), что аналитики Сбербанка объясняют преимущественно сезонным фактором. Изменение относительно сопоставимого периода 2019 г. составляет −6,5% год к году. Индекс потребительской активности на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период подрос с 73,0 до 73,5 пункта. Таким образом, констатируют авторы исследования, потребление в России остается сопоставимым с неактивным будним днем 2019 г.
По итогам исследуемой недели заметно изменилась структура роста. Покупки продовольствия постепенно нормализуются, то есть прирост падает, а услуги, напротив, внесли существенный вклад в улучшение. На фоне снятия значимых ограничений в Москве падение сектора сократилось до −30,2% в годовом измерении.
Эксперты Сбербанка также отмечают потребительскую активность в непродовольственных товарных категориях. В период 15 — 21 июня прирост здесь составил 5,3% год к году. Расходы сфокусированы в категориях, связанных с ремонтом и благоустройством. Повышенный объем покупок по-прежнему наблюдается в сегментах «Универсальные магазины» и «Бытовая техника и электроника». Аналитикам Сбербанка очевидно, что россияне спешат воспользоваться смягчением карантинных мер, а также улучшением погодных условий. Однако, полагают они, по мере реализации отложенного спроса и дальнейшей отмены ограничений траты, вероятно, будут смещаться в сектор услуг.
Авторы исследования также отмечают, что, по данным Сбербанка, представленным на SberIndex.ru, объем фонда оплаты труда без учета здравоохранения и образования в марте — мае сократился на 4,3% относительно февраля, что выступит органическим ограничителем дальнейшего восстановления потребления.
Иван Кузнецов, «ЭЖ»