Из отчёта экономического ведомства следует, что доля России в мировом экспорте продовольственной продукции увеличилась с 0,7% в 2010 г. до 1,6% в 2018 г., Россия вошла в рейтинг двадцати крупнейших мировых экспортеров, тогда как в 2010 г. занимала 31 место. В отличие от стран-лидеров по экспорту продовольственной продукции, в структуре российских поставок преобладают товары с невысокой добавленной стоимостью (прежде всего злаки и мороженая рыба), при выраженной мясомолочной направленности продовольственного экспорта ключевых стран-экспортеров.
По итогам 2019 г. экспорт продукции АПС достиг 24,8 млрд долл., снизившись на 0,7% по сравнению с пиковыми значениями 2018 г. Одной из ключевых групп в экспорте агропродовольственного сектора являются злаки. Поставки пшеницы, являющейся важнейшим экспортным товаром в агропродовольственном секторе России (26% экспорта АПС в 2019 г.), в 2019 г. снизились до 6,4 млрд долл. (24,1% г/г).
Экспорт масличных плодов в 2019 г. составил 0,98 млрд долл., увеличившись на 33,2% к 2018 г. Экспорт семян подсолнечника вырос в 4,9 раза до 0,25 млрд долл. вследствие выхода российских производителей на рынок Болгарии (экспорт в 2019 г. составил 28 млн долл.), а также резкого роста поставок в Китай – в 10 раз до 0,02 млрд долл., Казахстан – в 2 раза до 0,015 млрд долл.
В 2019 г. наблюдалось незначительное снижение российского экспорта соевых бобов – до 0,28 млрд долл. (-3,5% г/г). Данное сокращение экспорта обусловлено падением физических объёмов до 895 тыс. тонн (-6,8% г/г). Основной импортёр сои – Китай – в 2019 г. экспорт России в эту страну составил 0,21 млрд долл. (-14,8% г/г), при этом более 90% российских поставок в Китай осуществляется субъектами Дальневосточного федерального округа (0,2 млрд долл. или 691 тыс. т).
Экспорт рыбы и морепродуктов в 2019 г. увеличился на 8,9% г/г до 4,7 млрд долл. в результате роста средних экспортных цен (на 11,6% г/г) при одновременном снижении физических объёмов поставок на 2,5% к 2018 г. Основу российского экспорта рыбы и морепродуктов составляет мороженая рыба (54% экспорта группы в 2019 г.): стоимостной объём поставок составил 2,5 млрд долл., снизившись на 2,9% к 2018 г. в результате падения экспорта в натуральном выражении (на 3,6% г/г до 1,5 млн т) при сохранении контрактных цен на уровне прошлого года.
В 2019 г. значительно увеличилась доля ракообразных в российском экспорте – 34% всех стоимостных поставок рыбной продукции (по сравнению с 28% в 2018 г.). В стоимостном выражении экспорт ракообразных в 2019 г. достиг 1,6 млрд долл. (рост на 33,5% г/г), в натуральном выражении – 93 тыс. т (рост на 11,4% г/г). При этом российские поставки ракообразных представлены в основном премиальной продукцией (замороженными и свежими крабами), экспортные цены на которые значительно превышают средние мировые цены на ракообразных.
Российское производство молока и молочных продуктов по-прежнему ориентировано на удовлетворение внутреннего спроса. Сохраняется и значительный торговый дефицит в 2,4 млрд долл. в 2019 г. (в 2018 г. – 1,9 млрд долл.), удовлетворяемый в основном за счёт поставок из Республики Беларусь. Объём российского экспорта в прошедшее десятилетие практически не изменился и составил 151 тыс. т по итогам 2019 года (155 тыс. тонн в 2010 г.).
Российский экспорт мяса и субпродуктов по итогам 2019 г. увеличился на 44,4% к 2018 г., достигнув рекордных 0,59 млрд долл. В натуральном выражении экспорт рос более медленными темпами – на 16,9% к 2018 г. до 340 тыс. т. Драйвером роста российского экспорта мясной продукции стало мясо птицы – в 2019 г. поставки увеличились на 69,1% г/г до 0,33 млрд долл., при этом средние экспортные цены выросли в 1,5 раза, поставки курятины в натуральном выражении – на 13,0% (до 210 тыс. т).
Поддержку российскому экспорту мяса птицы оказал допуск российских производителей на китайский рынок – в настоящее время более 40 российских компаний могут экспортировать продукцию в Китай. В результате российские поставки мяса птицы в эту страну увеличились с около нулевых значений в 2018 г. до 0,14 млрд долл. (63 тыс. т) в 2019 г.
Другим ключевым рынком сбыта мяса птицы остаются страны СНГ (в том числе Украина, Казахстан, Киргизия). Несмотря на снижение экспорта в 2019 г. на 6,0% г/г до 0,12 млрд долл., более 1/3 российских поставок мяса птицы осуществляется в этот регион. Экспорт свинины по итогам 2019 г. достиг 0,13 млрд долл., увеличившись в 1,9 раза по сравнению с 2018 г. В натуральном выражении поставки свинины увеличились в 1,8 раза.
Российский экспорт сахара в 2019 г. вырос в стоимостном выражении на 45,4% г/г до 0,26 млрд долл. Значительный рост обусловлен резким увеличением поставок в натуральном выражении – до рекордных 672 тыс. т (рост в 1,7 раза к 2018 г.), при этом средние экспортные цены упали ниже 400 долл. за тонну (-16,2% к 2018 г.).
Производство твёрдого свекловичного сахара в объёмах, значительно превосходящих внутренний спрос, вынуждают российских производителей искать новые рынки сбыта. Поставки на традиционный рынок СНГ увеличились (в натуральном выражении) в 2019 г. на 68,1% г/г до 647 тыс. т, в Грузию – в 414 раз до 19 тыс. т, новыми рынками стали Хорватия (1,1 тыс. т) и Турция (1 тыс. т) в 2019 г.