Россияне восстанавливают объем трат, характерный до периода пандемии COVID-19. По итогам июня общий оборот транзакций в эквайринговой сети ВТБ превысил результаты мая на 30%, апреля — на 60%, февраля — на 3%. Рекордным по объему трат в этом году пока остается март, итоги которого на 9% выше июньских.
В первый летний месяц, по данным ВТБ, в список самых востребованных категорий покупок вошли: товары для дома и дачи — на первом месте, автоуслуги — на втором, электроника — на третьем. Четвертое место между собой разделили продукты и одежда.
Эксперты ВТБ отмечают, что оборот в этих категориях превысил показатели февраля. Товары для дома и дачи выросли на 61%, автоуслуги — на 31%, электроника — на 27%, продукты и одежда — на 7%.
Средний чек в июне по сравнению с февралем больше всего увеличился в категории автоуслуг (продажа и обслуживание транспорта, покупки на АЗС). Его рост составил 222%, до 27 тыс. руб. Причиной, по мнению авторов анализа, могла послужить оплата картами покупки автомобилей в салонах и отложенный спрос на техническое обслуживание машин.
Также в июне средний чек увеличился в магазинах электроники (+25%) до 5,1 тыс. руб., в категориях «Товары для дома и дачи» (+16%) до 2,4 тыс. руб. В продуктах и одежде этот показатель не изменился по сравнению с февралем и составляет 470 и 3,8 тыс. руб. соответственно.
Согласно данным входящего в группу ВТБ оператора фискальных данных «Первый ОФД», резкий — более чем в 1,5 раза рост числа покупок в июне по сравнению с периодом режима самоизоляции в России — с 30 марта по 10 мая наблюдался в Северо-Западном федеральном округе. В Центральном федеральном округе число покупок за этот период выросло на треть. В целом по России количество покупок за данный период также выросло на 33,5%.
«Мы видим, что по нескольким основным группам товаров — еда, одежда, товары для дома, бензин — в июне граждане полностью восстановили свои траты относительно февральских значений до пандемии. Показатели марта еще не достигнуты, но нельзя забывать, что он традиционно является одним из наиболее активных месяцев, а в этом году свою роль дополнительно сыграло ожидание режима самоизоляции, когда граждане совершали многие покупки впрок», — комментирует Алексей Киричек, руководитель департамента эквайринга ВТБ.
По его словам, в общем объеме транзакций продолжают отставать траты на транспорт и авиабилеты, где еще действуют ограничения, и рестораны, которые, к примеру, в Москве стали открываться только со второй половины июня. «По мере расширения числа доступных услуг и сервисов мы ожидаем планомерного восстановления потребительской активности россиян, в первую очередь — благодаря отложенному спросу в сфере поездок и развлечений», — прогнозирует А. Киричек.