82% россиян владеют хотя бы одной банковской картой. Чаще всего это карты для получения заработной платы (50%), реже – дебетовые (32%) и кредитные карты (20%), а также социальные карты (27%).
Треть владельцев карт в России (31%) сталкивались с мошенничеством: это были попытки узнать конфиденциальные данные карты по телефону и просьбы предоставить данные для денежного перевода (например, для ложной помощи знакомым или оформления несуществующего выигрыша). Также держатели карт получали сообщения или письма с вирусами или вредоносными ссылками, сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали.
Чаще других атакам мошенников подвергались жители Москвы и Санкт-Петербурга (37% против 31% в среднем по стране), россияне в возрасте от 25 до 34 лет (35%), люди, занимающие руководящие посты (41%). Реже о попытках мошенничества сообщали люди старшего возраста (26% против 31% в среднем среди возрастных групп), при этом они в целом пользуются картами менее активно.
Подавляющее большинство держателей карт (96%) отметили, что в результате попыток мошенничества в отношении своих банковских карт не понесли финансовых потерь. Авторы исследования отметили, что способность распознать мошенничество свидетельствует о высоком уровне финансовой грамотности человека. Часть данных карты безопасно сообщать, например, сотруднику банка: это шестнадцатизначный номер карты, имя и фамилия держателя карты. Срок действия карты, а также трехзначный код с обратной стороны карты передавать никому нельзя.
Только 10% россиян, имеющих банковские карты, дали верные ответы на вопрос о том, какие данные карты можно сообщать сотруднику банка (номер карты, имя и фамилия держателя). Большинство россиян (63%) не готовы передавать никакие данные карт по телефону. Четверть россиян (27%) находятся в «группе риска»: они могут стать жертвами мошенников, поскольку готовы сообщить сотруднику банка по телефону данные карт, которые сообщать нельзя (срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны, код из смс-сообщения).