Анализ динамики зарплат в период пандемии коронавируса показал экспертам лаборатории «СберДанные» Сбербанка, что общий объем ФОТ в реальном выражении сократился в марте — мае на 4,0% год к году. Причем снижение зарплат больше коснулось среднего и крупного бизнеса, а не малого, как принято считать.
В исследовании, поясняют его авторы, оценка производится по начислениям заработной платы в период с 16-го числа отчетного месяца и до 15-го числа следующего месяца включительно. Например, показатель мая рассчитан по начислениям ФОТ с 16 мая по 15 июня, то есть в период от начала авансовых выплат и до последнего дня, когда работодатель обязан совершить выплаты за прошедший месяц. Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость совершенно уникального 2020 г. с предшествующими годами, когда выплаты происходили в другом графике.
Статистика зарплатных зачислений в марте — мае 2020 г. находится под сильным влиянием разовых календарных факторов, связанных с коронавирусом: выплаты массово переносились из месяца в месяц из-за нерабочих дней.
После выполнения всех корректировок оценка снижения реального объема ФОТ составила –6,0% год к году в апреле и –7,6% в мае после роста на 1,7% в марте.
Более ранние публикации оценивали падение зарплат в календарном мае по сравнению с мартом на 20%. Как показывает анализ экспертов Сбербанка, это искаженная метрика: мартовские выплаты оказались даже выше ожидаемых по тренду 2020 г. на 1,7% за счет переноса на конец марта выплат с начала апреля, объявленного нерабочим. А майская зарплата выплачивается только в начале июня, что предопределило резкое снижение зачислений.
Наши данные показывают, что отдельные категории работников столкнулись с падением доходов уже в марте, но из-за переноса выплат с апреля на конец марта совокупные выплаты за март оказались даже выше тренда на 1,7%. Падение зарплатных зачислений в апреле и мае уже отражает кризисные реалии, причем результат мая (–7,6%) оказался хуже апреля (–6,6%), даже несмотря на восстановление объема выплат по мере открытия части отраслей.
Вопреки расхожему мнению, снижение зарплат не является проблемой в основном малого бизнеса. Это проблема отраслей, а не размера компании.
Падение зарплатных зачислений оказалось сильнее в сегменте крупного и среднего бизнеса, а не малого и микробизнеса, как можно было бы ожидать. Более того, сокращение майских зарплат у крупнейших компаний оказалось лишь немногим меньше, чем у крупных и средних.
Крупнейшие предприятия поначалу в апреле практически не сократили выплаты, однако уже в мае именно на этот сегмент приходится львиная доля ухудшения по сравнению с предшествующим месяцем. В мае без учета здравоохранения и образования они снизились на 6,1%, но значительные выплаты врачам и отпускные учителям в начале июня в целом вывели в плюс на 0,6% против майского тренда.
Главной причиной такой динамики эксперты Сбербанка называют отраслевую структуру предприятий. В крупном и среднем бизнесе очень велика доля гостиниц, сетевых ресторанов, предприятий культуры и спорта, в которых наблюдается максимальное падение доходов.
Хотя в целом по экономике за март — май выплаты в образовании и медицине даже выросли, это, по мнению авторов анализа, результат исключительно бюджетного сектора; образовательные и медицинские учреждения частного сектора демонстрируют снижение доходов примерно на 15%, уступая только выше упомянутым наиболее пострадавшим секторам.
Падение заработных плат в России в период пандемии зафиксировано в отраслях, где работает 75% занятых. Сильно пострадали доходы трудящихся в секторе услуг, связанных с туризмом. В разрезе глав ОКВЭД наибольшее падение ФОТ отмечается в сфере гостиниц и общепита — на 27,8% год к году. Это максимальное снижение среди всех основных видов деятельности. Далее следуют транспорт, культура и спорт с существенно более сдержанным снижением. Прирост доходов отмечается лишь в четырех крупных сегментах и в трех из них обусловлен дополнительными государственными выплатами.
Зарплаты упали у половины работающих, полная потеря дохода наблюдается у 2,5% работавших на начало марта.
Падение зарплат произошло не у всех работников этих отраслей, но, по данным аналитиков Сбербанка, доходы снизились более чем у половины работающих, при этом у 20% доход упал на треть и ниже — порог, установленный для «кредитных каникул».
По оценкам авторов анализа, 2,5% рабочей силы страны в рассматриваемом периоде потеряла весь трудовой доход. Это в целом соответствует росту реальной безработицы на 2,5 п.п., однако эти цифры, считают эксперты Сбербанка, не обязательно означают увольнения, они включают и работающих по краткосрочным договорам, и работающих на должностях, предусматривающих сдельную оплату, — эти доходы будут восстанавливаться по мере открытия экономики.
Тем не менее, 6% потерявших доход оформили и уже получили пособие по безработице. Сделали это преимущественно самые низкооплачиваемые специалисты, но в результате с учетом всех социальных выплат, включая выплаты на детей, их доход даже увеличился, заключают авторы анализа.
В тот же период число получателей пособия по безработице выросло более чем в пять раз относительно среднемесячного уровня 2019 г. Однако этот рост заметно превышает темпы регистрации в качестве безработных лиц, потерявших зарплату. Больше похоже, на взгляд аналитиков Сбербанка, что увеличение пособия по безработице способствовало тому, что регистрироваться на бирже труда начали те, кто не работал еще до начала пандемии. На
них, не исключают исследователи, приходится не менее двух третей из новых официально безработных россиян.
Поддержка государства пришлась очень кстати: примерно 10% работающих, доходы которых снизились, в этот период получили социальные выплаты. Однако большинство выплат производились на детей, поэтому их получатели в основном женщины, как работающие, так и неработающие. Поэтому в расчете на домохозяйства уровень проникновения мер поддержки будет выше, к тому же многие пока не успели оформить соответствующие выплаты, и аналитики Сбербанка полагают, что можно ожидать их увеличения в течение летних месяцев.
У лиц, получивших поддержку государства, доходы в среднем упали не более чем на 15% вне зависимости от масштаба снижения зарплатных зачислений. А в группе потерявших зарплату они даже выросли. Таким образом, делают вывод авторы анализа, эффект заметен у наименее обеспеченных граждан, а потерявшие работу благодаря государственным выплатам во многом сохранили доход на прежнем уровне.
По предварительным данным, в июне началось заметное восстановление числа получателей зарплаты. Свежие цифры по объему выплаченного ФОТ за прошедший месяц будут опубликованы на SberIndex.ru 16 июля, сообщают эксперты Сбербанка.
Объем выплаченного ФОТ в разрезе сегментов, %, к тренду 2020 г.
Сегмент |
Март |
Апрель |
Май |
---|---|---|---|
Крупнейшие компании |
+0,9 |
–1,9 |
–12,2 |
Средний и крупный бизнес |
+1,0 |
–10,1 |
–12,3 |
Малый и микробизнес |
+1,8 |
–7,5 |
–9,2 |
Бюджетный сектор |
+4,1 |
–2,0 |
–6,1* |
*без учета выплат врачам и учителям
Источник: «СберДанные»