Согласно новому ежеквартальному опросу о состоянии мировой экономики (GECS), проводимому глобальной профессиональной организацией, объединяющей специалистов в области финансов, аудита и учета, АССА совместно с IMA, мировая экономика восстановится до докризисного уровня во втором полугодии 2022 г.
Исследование ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) и IMA (Institute of Management Accounts) за II квартал 2020 г. проходило в период с 29 мая по 12 июня, в опросе участвовали более 1000 их членов по всему миру, включая более 100 финансовых директоров.
Глобальная экономика
Согласно данным опроса, 2020 г. будет худшим для мировой экономики со времен Второй мировой войны. Исследование показало, что мировая экономическая уверенность немного оправилась от рекордно низкого уровня в I квартале 2020 г., что позволяет надеяться на продолжение восстановления экономики во 2-м полугодии. При этом многие регионы мира по-прежнему переживают непростые времена.
В отчете также отмечается, что показатели активности по заказам, капитальным расходам и занятости в большинстве регионов находятся на рекордно низком уровне или близки к нему: мировой баланс заказов упал на 15 пунктов, что примерно в два раза превышает крупнейший обвал в предыдущем квартале. Среди глобальных показателей, характеризующих крайний упадок, указываются резкое падение индекса занятости и рост обеспокоенности в связи с тем, что клиенты и поставщики прекращают свою деятельность.
В региональном плане существует заметная разница между оптимистичным Североамериканским регионом и относительно пессимистичной Западной Европой. В вопросах доступа к финансированию существует заметная разница между развитыми регионами, такими как Северная Америка и Западная Европа, где государственная поддержка и гарантии обширны и доступны, и развивающимися странами, где они менее доступны.
Оксана Лосевская, партнер SL Partners, комментирует: «Наряду с общим падением глобальной экономики и потребительской уверенности, текущий кризис является уникальным, в том, что в отличие от послевоенных годов, когда все отрасли показывали значительное падение, нынешний демонстрирует разную направленность в поведении отраслей экономики. В то время как часть отраслей, таких как туризм, сфера услуг, авиаперевозки, недвижимость либо встали, либо сильно упали, то другие отрасли экономики — ИТ, кибербезопасность, онлайн-образование, фармакологическая индустрия, доставка продуктов — демонстрируют кратный рост, что видно как из поведения потребителей, так и биржевых индексов. Правительства многих стран стараются стимулировать экономический рост, а поскольку мировая экономика стала глобальной, что видно из анализа Всемирного банка, по доле экономик, вступивших в рецессию в период с 1880 по 2020 г., то стимулированию экономики в одной стране позитивно отразится на экономике тех стран, у которых этих мер недостаточно».
Сценарий второй волны
Возрастающее число случаев заражения в Европе, Южной Америке и многих штатах США вызывает опасения в отношении второй волны пандемии, которая приведет к возобновлению локдауна в большинстве стран. Последствия подобного сценария крайне неблагоприятны для мировой экономики. Июньский экономический прогноз ОЭСР содержит два сценария с одинаковой долей вероятности. Второй из них — «двойной удар» — предполагает возобновление вспышек вируса во всех странах во второй половине этого года. Это приведет к сокращению глобального ВВП еще на 1,6 п.п., что в общем составит 7,6%. ВВП сократится на 14% в Великобритании, 11,5% в ЕС и на 8,5% в США.
Трошин Александр Сергеевич, руководитель Группы внутреннего аудита АО «Фармстандарт» считает: «Кризис этого года стал отличным уроком для всех. Однозначно, второе полугодие станет периодом роста, который, конечно, не перекроет провал II квартала в экономике, но общие последствия глобального локдауна смягчит. Фондовые рынки уже ведут себя как ни в чем не бывало. Продажи буквально во всех отраслях (и недвижимости, и бытовой техники) растут быстрее, чем когда-либо. Сейчас не покидает ощущение, что все опять, как прежде. Бизнес, как по теории Адама Смита, самоотрегулировался и бросился быстро нагонять упущенное этой холодной и затворнической весной 2020 г. Главный вопрос: насколько нам хватит этого энергетического запала и сумеем ли мы выжать из него максимум выгоды?!».
Сроки восстановления
В отчете отмечается, что в предстоящих кварталах на фоне социального дистанцирования и осторожности потребителей, скорее всего, сохранятся препятствия на пути к восстановлению. Прежние ожидания резкого V-образного выхода из кризиса уступили место пониманию относительно длительного периода возврата к уровню развития, который был достигнут до пандемии. Для стран с развивающейся экономикой многое будет зависеть от цен на сырьевые товары, а также от темпов восстановления в странах с развитой экономикой.
Наиболее оптимистичным с точки зрения предстоящего восстановления является Северная Америка, где более трети респондентов ожидают подъема в период с июля по сентябрь. Это даже больше, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который вышел из локдауна раньше других. В Западной Европе наибольшая доля респондентов предполагает, что восстановление будет отложено до 2021 г., около половины респондентов в Африке и Южной Азии придерживаются аналогичного мнения.
Ключевой вывод, согласно данным отчета ACCA и IMA, состоит в том, что после начального сильного подъема темпы восстановления замедлятся, а докризисный уровень ВВП будет достигнут только во второй половине 2022 г.
Безработица
По мнению экспертов финансовой сферы, во всем мире ожидается резкий рост безработицы, несмотря на то что экономическая уверенность во II квартале демонстрирует небольшие признаки восстановления. Опрос выявил падение индекса занятости на 13% до девятилетнего минимума в –55 пунктов. Таким образом, заключают авторы исследования, рабочие места будут под угрозой, и это будет представлять собой серьезную проблему для соискателей, бизнеса и правительств во всем мире.
Майкл Тейлор, ведущий экономист АССА, отметил, что в силу глобального характера экономического шока, связанного с коронавирусом, разница уровня уверенности между регионами относительно невелика.
«Мировые заказы и индексы занятости упали до рекордно низких уровней, что говорит о самой серьезной экономической рецессии за последние десятилетия. В то же время мировая уверенность немного оправилась от рекордно низкого уровня I квартала, — говорит он. — Восстановление устойчивости после низких показателей I квартала можно рассматривать как оптимистичный сценарий экономических перспектив на второе полугодие. Особенно вероятно подобное развитие событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где уверенность восстановилась и достигла своего наивысшего уровня за год».
Наибольшее падение заказов наблюдается в Северной Америке и Западной Европе, где локдаун продолжался большую часть квартала, и что свидетельствует о коллапсе активности в этих регионах. Заказы также заметно снизились на Ближнем Востоке, чему способствовало снижение цен на нефть, а также прямой эффект COVID-19.