В ежемесячном докладе об интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности ученые Института «Центр развития» НИУ ВШЭ впервые после введения карантинных ограничений фиксируют ее рост в июне к предыдущему месяцу на 1,2% с исключением сезонного и календарного факторов.
Анализируя текущие тенденции, эксперты ЦР НИУ ВШЭ отмечают, что резкий спад индекса интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности относительно предыдущего месяца в апреле 2020 г. (на 6,9%) был обусловлен остановкой значительной части предприятий в числе мер борьбы с пандемией коронавируса COVID-19. Последовательное сокращение таких остановок в последующие месяцы привели к заметному уменьшению величины спада этого индекса в мае (до –1,8%) и даже к его приросту на 1,2% в июне. Причем, замечают авторы доклада, наиболее высокие темпы прироста относительно предыдущего месяца в июне были достигнуты в видах экономической деятельности, где спад в апреле был наиболее глубоким: в розничной торговле (увеличение на 13,9% в июне против падения на 26,2% в апреле) и в оптовой торговле (возрастание на 9,2% в июне против снижения на 14,5% в апреле).
В июне наиболее существенно возрос объем продаж непродовольственных товаров (на 23,9%). В частности, по данным Росстата, в июне по отношению к маю в сопоставимых ценах объем продаж, включая онлайн-торговлю, одежды и обуви вырос почти в 2,5 раза, легковых автомобилей и холодильного оборудования — в 1,5 раза. Более умеренными темпами рос оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий. Увеличение интенсивности оборота розничной торговли происходило на фоне продолжающегося второй квартал подряд падения денежных доходов населения и сокращения в апреле — мае объема банковских вкладов населения (отчетность по которому публикуется на месяц позднее по сравнению с публикацией показателей оборота розничной торговли).
Названные выше ограничительные меры практически не затронули динамику интенсивности выпуска продукции сельского хозяйства и строительства (в последнем случае, отмечают ученые ЦР, благодаря активному строительству стационаров для зараженных коронавирусом).
В добыче полезных ископаемых пик спада пришелся на май 2020 г. из-за вступления в действие достигнутых в рамках ОПЕК+ соглашений о сокращении добычи нефти. В перевозках грузов транспортом наиболее ощутимо сказался спад в части их перевозок автомобильным транспортом из-за сокращения международных и межрегиональных перевозок и сокращение операций по логистике в розничной торговле. Что касается промышленных видов экономической деятельности, то особенности динамики их интенсивности в июне 2020 г. ученые ЦР представили ранее в докладе «Индексы интенсивности промышленного производства» № 134 (январь 2010 — июнь 2020 гг.), который «ЭЖ» уже представила (https://www.eg-online.ru/article/424354/).
С начала года из девяти учитываемых в расчетах ЦР базовых видов экономической деятельности только интенсивность выпуска продукции сельского хозяйства продемонстрировала прирост на 0,2%. Наибольший спад — на 15,3% — отмечается в добыче полезных ископаемых, обусловленный, главным образом, падением внешнего спроса.
За весь период наблюдения (в июне 2020 г. по сравнению с январем 2013 г.) сводный индекс интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности снизился на 2,4%. Рост интенсивности выпуска продукции имел место в сельском хозяйстве (на 31,2%) и обрабатывающих производствах (на 5,9%).
В докладе ЦР также приводятся данные о поквартальной динамике денежных доходов населения за период с I квартала 2017 г. по II квартал 2020 г. Общий объем доходов населения в сопоставимых ценах снижается второй квартал подряд и во II квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. уменьшился на 8,9%. В наименьшей степени снизились оплата труда, включая скрытую (на 2,1%), и увеличились социальные выплаты (на 1,4%) благодаря предпринятым Правительством РФ мерам по поддержке населения в трудный период. Аналитики ЦР НИУ ВШЭ отмечают, что оплата труда составляет основную долю в реальных денежных доходах населения (приблизительно 63% по данным за II квартал 2020 г.).