В очередном выпуске «Обзора рисков финансовых рынков» эксперты Банка России отмечают, что в июле продолжилось снижение процентных ставок, на рынке акций наблюдалось уменьшение волатильности и прекращение оттока иностранного капитала. Положительная динамика большинства отраслевых индексов сохранилась.
Выводы нового «Обзора рисков финансовых рынков» Банка России следующие:
• В глобальной экономике продолжилось восстановление активности, однако негативная статистика по падению ВВП в различных странах мира в II квартале 2020 г. и рост дальнейшего распространения коронавируса в мире привели к переоценке ожиданий относительно периода времени, которое потребуется для возвращения глобальных экономических показателей к докризисному уровню. В условиях усиления напряженности в отношениях США и Китая наблюдались существенное ослабление доллара США и увеличение спроса на защитные активы. Вместе с тем ситуация на рынках ЕМЕ оставалась устойчивой. В июле 2020 г. впервые с начала коронавирусного кризиса (март 2020 г.) был зафиксирован чистый приток капитала на формирующиеся рынки на фоне продолжения мировыми регуляторами курса стимулирующей политики.
• На российском рынке ситуация в июле 2020 г. также оставалась устойчивой. Продолжилось снижение процентных ставок, доходности ОФЗ на сроках до погашения 1 —5 лет снизились, при этом незначительно вырос дальний конец кривой. Доля вложений нерезидентов в ОФЗ на счетах иностранных депозитариев в НРД на конец июля составила 28,9%, снизившись за месяц на 71 б.п. из-за невысокой доли участия в новых размещениях ОФЗ. Поддержку вторичному рынку ОФЗ оказали банки, не являющиеся СЗКО, купившие ОФЗ на сумму 41,4 млрд руб. Вместе с тем на первичном рынке ОФЗ наблюдалось снижение спроса, объем заимствований в месячном выражении составил 225,6 млрд руб. по номиналу, что ниже показателей предыдущих периодов и отстает от запланированных значений на III квартал 2020 г.
• На российском рынке акций в июле наблюдалось снижение волатильности и прекращение оттока иностранного капитала. Положительная динамика большинства отраслевых индексов продолжилась (наибольший рост продемонстрировали индексы банковской (16,1%) и металлургической (15,0%) отраслей. На валютном рынке стабильное предложение валюты обеспечивали нефинансовые организации, некоторые из них конвертировали валютную выручку для выплаты дивидендов. Росту спроса на иностранную валюту способствовали восстановление импорта, в том числе в условиях постепенной отмены противовирусных ограничений, а также конверсии нерезидентами полученных дивидендов и хеджирования валютного риска позиций на российском рынке, что особенно заметно проявилось в последние дни месяца.
• В условиях постепенного снижения процентных ставок по банковским вкладам население расширяет использование альтернативных и более доходных финансовых инструментов. В июле продолжилась тенденция, сложившаяся в последние годы, по наращиванию физическими лицами вложений в инструменты фондового рынка. Наиболее популярными инструментами вложений физических лиц стали банковские рублевые облигации и корпоративные иностранные облигации. Среди инструментов, на которые направляются инвестиции физических лиц, кроме классических ценных бумаг (акций и облигаций), эксперты Банка России выделяют структурные облигации, паи паевых инвестиционных фондов, а также управление капиталом в рамках стратегий автоследования. Покупки населением наличной иностранной валюты и вложения средств в валютные вклады, напротив, не имеют тенденции к росту.
• Банк России продолжает мониторинг рисков на рынке репо. Потенциально более высокие риски характерны для тех сделок, где заемщик является связанной стороной с эмитентом обеспечения. Распространенность подобных сделок относительно всего российского рынка соответствующих инструментов является существенной и увеличилась по сравнению с началом 2020 г. во всех рассмотренных сегментах. В таких сделках репо дисконты, как правило, выше общерыночного уровня, что указывает на повышенный уровень рисков. Банк России проводит усиленный мониторинг позиций участников на этих сегментах рынка и в случае необходимости рекомендует им предпринять действия по самоограничению рисков концентрации при совершении указанных сделок.