Совместное исследование НБКИ и аналитического агентства «АВТОСТАТ» показало, что во II квартале 2020 г. количество выданных автокредитов упало на 42,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., а объем рынка новых легковых автомобилей сократился на 44,0%.
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам II квартала 2020 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 142,5 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 42,4% (во II квартале 2019 г. — 247,3 тыс. единиц). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей во II квартале 2020 г. уменьшился на 44,0% соответственно и составил 224,4 тыс. единиц (во II квартале 2019 г. — 400,5 тыс. единиц)
Во II квартале текущего года самое большое количество выданных автокредитов в регионах России было отмечено в Москве (8,6 тыс. единиц), Санкт-Петербурге (7,4 тыс.), республиках Татарстан (7,2 тыс.) и Башкортостан (7,0 тыс.), а также в Московской области (6,7 тыс.).
При этом самое серьезное сокращение выдачи автокредитов во II квартале 2020 г. (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. было зафиксировано в Москве (–56,4%) и Московской области (–54,5%), Санкт-Петербурге (–50,6%), а также в Краснодарском (–49,4%) и Ставропольском (–49,3%) краях.
«В период карантинных мероприятий в апреле — мае 2020 г. наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, — полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле — мае фактически остановилось. Однако по мере отмены карантинных мероприятий в июне и реализации гражданами отложенного спроса сегмент автокредитов постепенно начал восстанавливаться».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. — И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов во II квартале упали более чем на 40%. Однако с июня ситуация стала улучшаться. В первую очередь потому, что в первый летний месяц была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывает серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».