«Выводя экономику из кризиса, правительство делает ставку в первую очередь на системообразующие отрасли: автомобилестроение, авиацию, тяжелое машиностроение и так далее, – рассказал на пленарной сессии форума вице-премьер правительства России Юрий Борисов. – В этих отраслях каждое новое рабочее место по технологической цепочке создает еще 6-8 рабочих мест у смежников. Можно сколько угодно говорить о цифровой экономике, но не имея реальной промышленной основы – хотя бы того же микроэлектронного производства – воплощать ее сложно».
«Структурные проблемы экономики дали о себе знать еще в 2011 г., – напомнил Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Ресурсная модель, при которой государство собирает средства и распределяет их, чтобы сохранять социальную стабильность, работает только при высоких ценах на сырье. Поэтому время косметических реформ кончилось».
«Даже тот план стабилизации экономики, который правительство приняло, сделан по старой схеме, старой методологии, – считает Б. Титов. – Это не смена экономического курса. А нужна конкурентная экономика, растущая снизу. Это единственный путь для экономического ускорения, но такой экономикой сложнее управлять. В ней огромное количество субъектов, и система должна саморегулироваться, а не управляться вручную».
«Всех пугает слово «эмиссия», – продолжил бизнес-омбудсмен. – Но она и так происходит каждый день. Любой платеж ЦБ – это эмиссия. А если деньги «окрашенные», если они идут в конкретные проекты, создавая добавленную стоимость, которая потом еще и возвращается в виде налогов, то никакого инфляционного давления на экономику они не создают.
Один из каналов донесения денег самый простой – это долговой рынок. У нас практически отсутствует облигационный рынок в стране. Хотя регулятор – ЦБ – в свое время взял на себя и эту функцию. Они же подписывают каждую облигационную эмиссию для компании. А это значит, что риски допустимы. Но они не берут в ломбардный список никакие облигации, даже крупных эмитентов.
«У нас нет проектного финансирования, – продолжил Б.Титов. – То, что у нас так называется, проектным финансированием не является. И движения в этом направлении вообще нет. Такие нормативы по резервам установлены на проектное финансирование, что банкам это просто неинтересно».
«Но изменение финансовой системы – еще не все, что нужно для экономики нового типа, – подытожил Б. Титов. – Налоговая система сегодня стимулирует вывод денег из экономики. Выгоднее взять себе лично все доходы, чем вложить их в расширение производства. А должно быть наоборот».
По мнению Б. Титова, тарифы на электроэнергию – это практически всегда результат договора между местной властью и снабжающей организацией, квазиналоговый инструмент для перекачки денег потребителей в бюджет. И это надо менять.
Омбудсмен уверен, что нужны умные таможенные барьеры. Импорт капитала должен быть абсолютно свободен от пошлин, импорт средств производства – облагаться умеренной пошлиной, чтобы развивалось собственное машиностроение, а импорт потребительских товаров – высокой. А на предметы роскоши разумно устанавливать сверхвысокие пошлины.