Пандемия побудила многих россиян переосмыслить отношение к деньгам и накоплениям, показал опрос, проведенный СК «Росгосстрах Жизнь» и лидером российского рынка электронных и аудиокниг «ЛитРес». За время пандемии спрос на литературу об управлении личными финансами вырос почти в полтора раза.
Результаты исследования, говорится в пресс-релизе СК «Росгосстрах Жизнь», показали, что пандемия и ее экономические последствия изменили финансовые привычки россиян. Каждый шестой (18%) респондент заявил, что теперь начнет копить деньги на «черный день», а каждый восьмой (13%) намерен увеличить свои сбережения. Еще 17,2% задумались о формировании сбережений, но конкретных планов пока не имеют.
При этом грамотно формировать сбережения, управлять личным и семейным бюджетом, контролировать доходы и расходы и инвестировать людям мешает отсутствие у них необходимых знаний и навыков. С такой проблемой столкнулись почти три четверти респондентов (74%).
В частности, свыше трети из них (35%) периодически совершают импульсные покупки. 29% не умеют грамотно откладывать деньги. У каждого четвертого (25%) не получается вести доходы и расходы личного или семейного бюджета. Каждый пятый респондент (23%) не разбирается в базовых принципах работы финансовых инструментов. Каждый седьмой (14%) хотел бы накопить на пенсию, но не знает, как это сделать. 6% признались, что забывают оплачивать вовремя коммунальные счета. А 5% забывают вовремя вносить ежемесячные платежи по кредитам.
Почти все респонденты (98%) хотели бы получить больше знаний и навыков в части учета доходов и расходов, формирования сбережений, планирования личного или семейного бюджета и инвестирования. Относительное большинство из них (47%) хотели бы научиться формировать сбережения и грамотно откладывать деньги на реализацию долгосрочных целей. Свыше трети (35%) хотят разобраться в работе финансовых инструментах и услугах и научиться инвестировать. 30% хотят научиться вести учет своих доходов и расходов, грамотно контролировать личный и семейный бюджет. Каждый пятый интересуется книгами о финансах и экономике ради расширения кругозора. А каждый восьмой хочет разобраться в работе страховых продуктов. Пока лишь каждый одиннадцатый (9%) перешел от слов к делу и занялся самообразованием, но 83% опрошенных, по их словам, планируют сделать это в ближайшее время.
«Мы видим, что среди наших клиентов становится все больше тех, кто осознанно подходит к выбору инвестиционных продуктов. Наши наблюдения подтверждают результаты регулярного исследования Минфина, которое говорит о том, что год от года растет не только индекс финансовой грамотности (а в прошлом году он вырос на 2%), но и число россиян с высоким уровнем финансовой грамотности, которых теперь 12,4%. А после пандемии мы наблюдаем также рост интереса к альтернативным инструментам сбережений и инвестиций, о которых клиенты активно расспрашивают агентов и банковских менеджеров», — отмечает Иван Чубарь, директор по стратегическому анализу «Росгосстрах Жизнь».
Как показало исследование, за время пандемии среди россиян резко вырос спрос на литературу о базовых принципах работы финансовых инструментов, об инвестировании, об управлении личным и семейным бюджетом и о прочих аспектах управления личными финансами. По данным «ЛитРес», продажи электронных и аудиокниг на эти темы в марте — июне выросли относительно аналогичного периода 2019 г. почти в полтора раза в штуках и на треть в денежном выражении. Динамика, считают авторы исследования, отражает покупательские настроения россиян — «ЛитРес» занимает 66% российского рынка лицензионных электронных и аудиокниг России.
Опрос показал, что книги (печатные, электронные и аудио) — второй по степени востребованности источник информации о том, как грамотно формировать сбережения, управлять личным и семейным бюджетом, контролировать доходы и расходы и инвестировать. К книгам обращается каждый четвертый респондент (25%). Большинство — 70% — ищут информацию о деньгах и об управлении ими в интернете, социальных сетях и СМИ.
Почти у половины россиян (47%) есть книги (печатные, аудио и / или электронные) о том, что представляют собой и как работают финансовые инструменты, об инвестировании, о планировании личного и семейного бюджета, об учете доходов и расходов и о прочих аспектах управления личными финансами, причем каждый восьмой покупает такие книги периодически. У оставшихся 53% респондентов таких книг нет, при этом больше половины из них (28%) отметили, что время от времени засматриваются на такие книги и не исключают их приобретения.
Большинство респондентов (70%) хотели бы, чтобы в школьную программу были введены уроки, на которых детей обучали вести учет своих доходов и расходов, контролировать свой личный бюджет, обучали бы основным принципам работы финансовых инструментов и услуг — не только для того, чтобы дети грамотно управляли деньгами, но и чтобы они могли защитить свои деньги от мошенников.