Практически в каждой российской семье есть холодильник (92%, −4 п.п.), телевизор (91%, −5 п.п.), стиральная машина (91%, +2 п.п.) – топ-3 предмета быта не меняется с 1990 г. На четвёртом месте по частоте упоминания – пылесос (79%), следом за ним смартфон (74%, данная позиция предложена впервые).
Продолжает увеличиваться доля россиян, пользующихся микроволновой печью (73%, в 2010 г. – 55%). Компьютер или ноутбук есть в семьях 73% россиян, оборудование для выхода в интернет (роутер, модем, спутниковая тарелка) в наличии у 66% семей. Мультиваркой владеет каждый второй (52%), швейная машина есть в семьях 46% россиян (с 1990 г. ее популярность сокращается). С 63% до 36% за 10 лет снизилась доля владеющих видео- или DVD-магнитофоном.
Стремление к ведению комфортного, удобного образа жизни — главный мотив при покупке товаров длительного пользования на протяжении уже 30 лет (61-63%). Снизилась доля желающих заменить старые вещи до 33% с 45% в 2010 г., на 5 п.п. стало меньше желающих иметь дорогие, красивые вещи (2%).
Для приобретения дорогостоящих вещей большинство россиян откладывают деньги (62%, +4 п.п. с 2010 г.). Пользуются услугой кредитования 27%, что на 4 п.п. больше, чем 10 лет назад. Берут в долг только 3% россиян, − 5 п.п.
Четверть россиян ездят куда-либо для покупки товаров длительного пользования, большинство же совершают их по месту жительства (73%). Чаще всего выезжают в районный или областной центр (15%) или в соседний населенный пункт своего региона (7%).
Более половины россиян совершили приобретения с начала года, чаще всего они покупали мобильный телефон – 21%, сделали ремонт в квартире или купили мебель (15%), приобрели бытовую технику (15%) или оплатили обучение себе или детям (11%). По 8% наших респондентов купили турпутевку (−4 п.п. с прошлого года) или телевизор.
В оставшиеся несколько месяцев 2020 г. наши граждане планируют потратиться на ремонт в квартире и мебель (19%), оплатить образование (12%), купить бытовую технику (10%) или турпутевку (10%, −11 п.п. с начала года). Купят мобильный телефон или абонемент в фитнес-клуб по 7% россиян.