По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в августе 2020 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 86,5 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число выданных автокредитов не изменилось (в августе 2019 г. — также 86,5 тыс. единиц).
При этом, отмечают авторы исследования, по сравнению с предыдущим месяцем — «рекордным» июлем — в августе 2020 г. выдача автокредитов существенно сократилась — на 14,2% (в июле 2020 г. — 100,8 тыс. единиц).
В свою очередь объем рынка новых легковых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в августе 2020 г. снизился на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 129,1 тыс. единиц (в августе 2019 г. — 140,0 тыс.).
Эксперты НБКИ отмечают, что средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в августе 2020 г. составил 679 баллов (минимальное значение — 300 баллов, максимальное — 850).
В августе 2020 г. самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (6,4 тыс. единиц), Московской области (4,9 тыс.), Санкт-Петербурге (4,8 тыс.), а также в республиках Татарстан (4,4 тыс.) и Башкортостан (3,7 тыс. единиц).
При этом в августе 2020 г. в регионах РФ аналитики НБКИ отмечают разнонаправленную динамику выдачи автокредитов. Так, самый большой рост (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. был зафиксирован в Нижегородской (+24,7%), Свердловской (+20,7%), Тюменской (+16,8%) и Ульяновской (+12,5%) областях, а также в Краснодарском крае (+11,2%). В то же время ряд регионов продемонстрировали снижение данного показателя, в том числе Кемеровская область (–30,5%), Чувашская Республика (–17,5%), Тульская область (–11,6%), а также Республика Башкортостан (–8,2%) и Московская область (–5,4%).
«После «провала» в апреле — мае 2020 г., выдача автокредитов летом, особенно в июле, демонстрировала высокий уровень, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Такая активность была обусловлена реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких «карантинных» мероприятий. Однако уже в августе выдача автокредитов существенно замедлилась, но, тем не менее, осталась на достаточно высоком уровне аналогичного периода прошлого года».
«В апреле — мае ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, самым негативным образом сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. — В летние месяцы ситуация улучшилась, а в июле даже был зафиксирован рост продаж автомобилей. Но основными причинами улучшения ситуации стали реализация отложенного спроса, расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», а также ожидание покупателями повышения цен на автомобили, которым производители компенсируют рост курсов валют, произошедший в марте. Небольшой откат по темпам продаж в августе во многом связан с дефицитом ряда автомобильных марок у автодилеров».