Исследование холдинга «Ромир» показало, что «Сбербанк» и «ВТБ» лидируют по узнаваемости и доверию среди россиян. В топ-5 также вошли «Тинькофф», «Альфа-банк» и «Почта банк». В рейтинг топ-5 по доверию, кроме «Сбербанка» и «ВТБ», также входят «Газпромбанк», «Альфа-Банк» и «Россельхозбанк».
Исследовательский холдинг «Ромир» продолжает изучение «деловой репутации» брендов в различных сегментах в соответствии с отраслевыми и международными методами. Исследования уровня доверия и узнаваемости брендов среди аудитории в рамках проекта проводятся по международной методике GRI (Global Reputation Index), которая применяется для мониторинга репутации компаний среди целевой аудитории.
В этот раз «Ромир» провел опрос россиян с целью оценки репутации основных игроков российского банковского рынка. В отношении каждого банка участников исследования попросили отметить, какого они мнения о компании: положительного, отрицательного или не знают ее. Респонденты оценивали наиболее крупные по вкладам населения и капиталу банки. Накопленные данные исследований в холдинге «Ромир» позволяют его экспертам проследить динамику результатов в сравнении с показателями 2018 г.
По результатам исследования рейтинг известности возглавили «Сбербанк» (97% респондентов знают компанию) и «ВТБ» (85% соответственно).
Третью и четвертую строчку рейтинга заняли «Тинькофф» (78%) и «Альфа-Банк» (77%). Более половины респондентов также знают банки «Почта Банк» (76%), «Газпромбанк» (72%), «Совкомбанк» (68%), «Россельхозбанк» (67%), «Райффайзенбанк» (65%), «Банк Открытие» (63%), «Росбанк» (57%). Наименее известными среди банков оказались «Московский кредитный банк» и «ЮниКредит Банк» — 46% опрошенных подтвердили, что знакомы с ними.
Самый высокий уровень известности всех оцениваемых банков наблюдается среди экономически активного ядра населения — респондентов в возрастном диапазоне от 25 до 44 лет. Кроме того, банки лучше известны респондентам с высоким доходом или доходом выше среднего уровня.
Индекс доверия компании основывается на разнице между долями положительно и отрицательно относящихся к компании россиян. Данный индекс отражает уверенность текущих и потенциальных клиентов в целостности, силе и честности бренда. Доверие аудитории — это, отмечают аналитики «Ромира», основа долговременных отношений с потребителями товаров и услуг и основа лояльности клиентов.
По результатам расчета индекса доверия россиян к банкам лидерами рейтинга стали: «Сбербанк» с результатом 82 п.п. и «ВТБ» (74 п.п.). Далее в рейтинге расположились «Газпромбанк» (67 п.п.), «Альфа-Банк» (64 п.п.) и «Россельхозбанк» (63 п.п.).
Средний уровень доверия аудитории отмечается у банков «Райффайзенбанк» (59 п.п.), «Совкомбанк» (58 п.п.), «Почта Банк» (58 п.п.), «Росбанк» (57 п.п.), «Банк Открытие» (56 п.п.) и «Тинькофф» (54 п.п.). «Московский кредитный банк» и «ЮниКредит Банк», также как и в рейтинге заметности, заняли последние места по уровню доверия респондентов — по 52 п.п. у каждого из банков.
Исследование показало, что «Сбербанк» и «Почта банк» имеют более высокий уровень доверия среди женщин. Наибольшим уровнем доверия все банки обладают среди респондентов возраста от 25 до 34 лет. Исключением стали «Почта Банк», имеющий наиболее высокий уровень доверия среди молодежи и старшей возрастной группы (по 60 п.п.), и «Банк Открытие», пользующийся высоким доверием у молодежи (59 п.п.).
Сниженный уровень доверия в отношении всех анализируемых банков наблюдается среди низкодоходной группы населения.
Накопленные данные исследований позволили аналитикам «Ромира» проследить динамику индексов заметности и доверия в сравнении с показателями 2018 г. (кроме Почта Банка, который не анализировался в 2018 г.).
Результаты по итогам исследования в 2020 г. показывают рост известности у большинства банков: значимый рост заметности наблюдается у «Банка Открытие» (+16%) и «Совкомбанка» (+11%). В отношении «Россельхозбанка» авторы исследования увидели небольшое снижение индекса заметности — на 4%.
Заметный рост доверия отмечается у лидеров рынка: «Сбербанка» (+13%) и «ВТБ» (+11%). В отношении большинства других банков рейтинг доверия падает в среднем на 10 п.п. У «ЮниКредит Банка» и «Московского кредитного банка» зафиксировано наибольшее снижение индексов доверия — на 20 и 23% соответственно.
«В период сложной экономической ситуации значительно повышается внимание к банковскому сектору — услугам банков, их тарифам — как со стороны имеющихся клиентов, так и со стороны потенциальных потребителей услуг. Поэтому в такой ситуации особенно важно поддержание высокой известности банка среди аудитории, а также сохранение и повышение уровня доверия клиентов, на котором в дальнейшем будут построены приверженность и лояльность клиентов», — комментирует результаты исследования директор по работе с ключевыми клиентами «Ромир» Анна Советова.