Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитического агентства «АВТОСТАТ», в III квартале 2020 г. количество выданных автокредитов выросло на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., а объем рынка новых легковых автомобилей увеличился на 3,4%.
По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, по итогам III квартала 2020 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 275,8 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов выросло на 4,9% (в III квартале 2019 г. — 263,0 тыс. единиц). В то же время, согласно данным агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в III квартале 2020 г. вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 420,3 тыс. единиц (в III квартале 2019 г. — 406,6 тыс. единиц).
В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в сентябре 2020 г. составил 684 балла (минимальное значение — 300 баллов, максимальное — 850).
В III квартале 2020 г. самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (20,7 тыс.), Московской области (16,1 тыс.), Санкт-Петербурге (15,5 тыс.), а также в республиках Татарстан (14,0 тыс.) и Башкортостан (11,9 тыс.).
При этом, отмечают авторы исследования, самый серьезный рост выдачи автокредитов в III квартале 2020 г. (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. был зафиксирован в Нижегородской (+20,5%) и Свердловской (+17,3%), Ульяновской (+14,8%), Челябинской (+13,0%) и Кировской (+12,1%) областях. В то же время в ряде регионов выдача, напротив, сократилась, в том числе, в Кемеровской области (–24,7%), Чувашской Республике (–4,3%) и Санкт-Петербурге (–0,4%).
«В период “карантинных” мероприятий в апреле — мае 2020 г. наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, — отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Однако летом—в начале осени, сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили.
В целом, банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и персонального кредитного рейтинга находятся на приемлемом уровне. Это означает, что рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам, или, иными словами, на фоне улучшения их качества».
«Во II квартале ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, негативно сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. — В летние месяцы ситуация улучшилась, и в результате в III квартале текущего года был зафиксирован рост авторынка по сравнению с III кварталом 2019 г. Основными причинами улучшения ситуации стали отложенный спрос, расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», а также продолжающийся рост цен. Последнее обстоятельство вынуждает потенциальных покупателей активизироваться и приобретать машины по текущим ценам, то есть до того, как они станут еще дороже».