По словам В. Якушева, задолженность перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) за коммунальные ресурсы в целом по России сократилась с 1,3 трлн до 1,24 трлн руб.
Строго говоря, сокращение заметно по сравнению с коротким периодом, когда вводился карантин и на время отменили пени. Люди поначалу поняли все неверно – как позволение не платить за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), тем более, что многим платить просто нечем. Но к ноябрю все пришло в норму.
А норма уже не один год такая: задолженность твердо стоит на отметке 1,3 трлн руб. Очевидно, что наблюдается хронический характер проблемы неплатежей. Известны меры, которые вводит власть для повышения платежной дисциплины – увеличенные пени за просрочку оплаты ЖКУ. Не известны, не описаны и не классифицированы причины неплатежей.
Недавно платежам и просрочкам посвятили исследование эксперты РАНХиГС. Они рассмотрели итоги I полугодия, в котором задолженность населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги выросла относительно показателей 2017–2019 гг. и составила 6,3%. Эксперты отметили, что ситуация похожа на ту, что сложилась в 2013– 2016 гг., когда задолженность за ЖКУ в I полугодии составляла 6,4–6,6% от начисленных населению платежей.
Далее аналитики сделали ряд важных наблюдений и выводов. В среднем по Российской Федерации организационная форма платежей практически не влияет на долю неоплаченной задолженности: она одинакова как по услугам, предоставленным через организации-посредники, так и при работе ресурсоснабжающих организаций с населением по прямым договорам.
В I полугодии 2020 г. платежи населения за жилищно-коммунальные услуги покрыли 93,7%3 выставленных за этот же период счетов, т.е. 6,3% составила неуплата. Таким образом, негативные прогнозы отчасти подтвердились и долги населения за ЖКУ в текущем году выросли по сравнению с I полугодием 2017–2019 гг., когда 4,7–4,8% счетов за ЖКУ остались неоплаченными.
Исследователи отметили, что по федеральным округам ситуация по сравнению с предыдущим годом изменилась неравномерно.
По итогам 2019 г. задолженность населения оказалась самой высокой в Северо-Кавказском федеральном округе – в I полугодии 2020 г. неоплата выросла здесь до 28% объема выставленных счетов. Благополучными на фоне остальных федеральных округов выглядят Приволжский и Уральский ФО: в последнем доля неоплаченной задолженности даже снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Южный федеральный округ, где долги за ЖКУ год назад были минимальными, сегодня занимает серединную позицию с показателем 5,7%.
Информация о платежах населения за ЖКУ собирается предприятиями поквартально. Начиная с 2019 г. статистика ведется отдельно за услуги, полученные населением по прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, и отдельно – через организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, например, через управляющие компании. Жители крупных городов с преобладанием многоквартирного жилищного фонда преимущественно получают и оплачивают жилищно-коммунальные услуги через организации-посредники, а в сельской местности – напрямую от поставщиков ресурсов. В среднем по Российской Федерации 54% коммунальных услуг в январе-июне 2020 г. были получены и оплачены населением по прямым договорам, а 46% – через организации, оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В исследовании подчеркивается, что в разрезе субъектов Российской Федерации сложилось неоднородное соотношение двух форм оказания коммунальных услуг: в I полугодии текущего года доля платежей за ЖКУ по прямым договорам варьируется от 15% в Москве, 18% в Санкт-Петербурге и 28% в Республике Татарстан до 87–88% в Республиках Тыва и Калмыкия и до 90% и выше во всех субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского ФО, кроме Ставропольского края. В среднем по Российской Федерации организационная форма практически не влияет на объем неоплаченной задолженности за ЖКУ: она составляет 6,2% по услугам, предоставленным через организации-посредники, и 6,3% при работе по прямым договорам. Однако в Северо-Кавказском федеральном округе, где преобладает предоставление коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающими организациями, задолженность перед ними достигает 30% объема выставленных в I полугодии 2020 г. счетов.
Ситуация с оплатой через организации, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, здесь складывается лучше – в этом секторе задолженность населения по платежам за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги составила 18%. В Сибирском ФО задолженность также оказывается ниже при оплате через организации-посредники (6% через посредников и 8% напрямую). В Дальневосточном и Южном федеральных округах, где 70% коммунальных услуг населению предоставляются ресурсоснабжающими организациями напрямую, наоборот, задолженность по прямым договорам (7 и 5% соответственно) ниже, чем при работе с населением через организации ЖКУ (10 и 8%).
В условиях умеренного в среднем по Российской Федерации роста просроченной задолженности населения по платежам за ЖКУ в январе-июне 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года значительно усугубилась ситуация в регионах, где и прежде данная проблема носила острый характер – в первую очередь в субъектах Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В части этих регионов ситуация к концу 2019 г. выровнялась: доля неоплаченных счетов в годовом выражении снизилась. «Возможно, текущий всплеск неплатежей за ЖКУ к декабрю 2020 г. в этих регионах также удастся сгладить», - выражают надежду исследователи.
Как показал опрос ИНСАП РАНХиГС «Человек, Семья, Общество» (весна 2020 г.), просрочку по платежам за ЖКУ в течение последнего года допускали 17% респондентов. Среди когорты 30–39-летних эта доля самая высокая – 24%; с увеличением возраста плательщика она постепенно снижается (до 9% в когорте 60–72-летних). Естественным фактором, который напрямую отражает финансовые возможности домашнего хозяйства, выступают его денежные доходы, и самая бедная по доходам первая квинтильная группа в 1,8–2 раза чаще задерживала платежи по сравнению со средней по всему населению ситуацией. В 2 раза повышает риск задолженности по финансовым причинам такой фактор, как неполнота семьи (одинокий родитель с детьми). 17% домохозяйств, состоящих только из взрослых трудоспособного возраста, платили за ЖКУ несвоевременно – на уровне среднего значения. Семьи трудоспособных с детьми в 1,5 раза чаще допускают задолженность за ЖКУ (24%); наличие пенсионеров в домохозяйстве (и отсутствие детей) снижает риск задолженности вдвое (9%), а в сложносоставных домашних хозяйствах, где есть и дети, и пенсионеры, наблюдаются средние показатели (18%). Хотя влияние отдельных факторов может со временем меняться, социально-демографические детерминанты обозначенных финансовых трудностей действуют постоянно, по-видимому, работая похожим образом и во время пандемии.