В октябре нерезиденты впервые с апреля 2020 г. стали нетто-покупателями ОФЗ на биржевом рынке
В очередном выпуске «Обзора рисков финансовых рынков» эксперты Банка России, в частности, отмечают, что притоку капитала в страны с формирующимся рынком, включая Россию, способствовали сигналы центральных банков о возможном расширении стимулов в условиях усиления пандемии коронавируса.
В резюме «Обзора рисков финансовых рынков» говорится, что в октябре 2020 г. на фоне ускоренного роста числа случаев заражения коронавирусной инфекцией многие страны продолжили ужесточать ограничительные меры. Опасения дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации и неопределенность результатов выборов в США привели к снижению ожиданий относительно развития глобальной экономики и достижению индикаторами волатильности максимальных уровней (с июня 2020 г.). Тем не менее, отмечают аналитики Банка России, ситуация на рынках ЕМЕ была стабильной, чистый приток капитала на формирующиеся рынки в октябре 2020 г. по сравнению с предыдущим месяцем вырос. Этому способствовали сигналы ведущих центральных банков (ФРС США и ЕЦБ) о готовности расширения стимулов денежно-кредитной политики, которые позволили избежать существенного усиления неприятия риска глобальными инвесторами.
Ситуация на российском финансовом рынке в октябре оставалась устойчивой, но характеризовалась повышенной волатильностью. В течение месяца доходности ОФЗ изменялись разнонаправлено и в среднем выросли на 12 базисных пунктов. При этом Минфин России разместил на аукционах рекордный месячный объем ОФЗ — на сумму по номиналу 1502,3 млрд руб., или 75,1% от квартального плана размещения.
Этому способствовали сохраняющийся значительный спрос на ОФЗ-ПК со стороны СЗКО (93,9% от размещенных ОФЗ-ПК и 89,9% от всего размещенного объема ОФЗ) и высокие премии к вторичному рынку. Доля вложений нерезидентов в ОФЗ на счетах иностранных депозитариев в НРД в общем объеме рынка ОФЗ, несмотря на рост их вложений в абсолютном выражении на 42,9 млрд руб., за месяц сократилась на 2,7 п.п., до 23,3%. Изменение доли, отмечают авторы обзора, обусловлено ростом общего объема рынка ОФЗ и неактивным участием нерезидентов в первичных размещениях (в октябре 4,1%).
На рынке акций на фоне глобальной волатильности и продолжающихся нетто-продаж со стороны нерезидентов и дочерних иностранных организаций все отраслевые индексы снижались. Наибольшее падение продемонстрировал индекс транспортной отрасли (15,2%). Фондовый индекс МосБиржи снизился на 7,4%.
На внутреннем валютном рынке в конце октября повысилась волатильность на фоне новых локдаунов и общей неопределенности в мире в связи с COVID-19, а также краткосрочного снижения нефтяных котировок. Вмененная волатильность опционов «при деньгах» выросла до 21% по инструменту со сроком одна неделя. Спрос на валюту в конце месяца предъявляли в основном иностранные участники, тогда как в целом за месяц больше всего иностранной валюты на биржевых торгах для различных целей приобрели СЗКО, в том числе в рамках поручений клиентов для конвертации дивидендных выплат. При этом после предварительных результатов выборов в США рубль укрепился, а вмененная волатильность продолжила снижение.
Выплата дивидендов и операции по покупке иностранной валюты нерезидентами стали факторами снижения ликвидных валютных активов российских банков в 2020 г. Особенно указанная тенденция проявилась в июне — июле 2020 г., когда кредитные организации сократили размещение на корреспондентских и краткосрочных депозитных счетах в банках-нерезидентах. Однако аналитики Банка России отмечают, что вызванное этим сокращение «валютной подушки» банковского сектора не привело к ухудшению ситуации с валютной ликвидностью на внутреннем рынке в условиях избыточного запаса ликвидных активов, сформированного банками к началу 2020 г.
В конце октября, несмотря на рост волатильности на валютном рынке, стоимость валютных заимствований в сегменте «валютный своп» оставалась низкой. Для оценки ситуации с валютной ликвидностью в среднесрочной перспективе Банк России провел опрос достаточности валютной ликвидности среди крупнейших кредитных организаций. Согласно его результатам, на горизонте ближайших 12 месяцев крупнейшие банки ожидают сохранения стабильной ситуации с валютной ликвидностью. В IV квартале 2020 г. ожидаемый дефицит ликвидности в иностранной валюте у банков с отрицательным гэпом ликвидности в наиболее вероятном сценарии не превысит 0,1 млрд долл. США (против 1,2 млрд долл. США в IV квартале 2019 г. согласно опросу 2019 г.) Отдельные банки смогут покрыть имеющийся дефицит ликвидных активов в иностранной валюте, привлекая рефинансирование на денежном рынке, считают авторы обзора Банка России.