По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в сентябре 2020 г. доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа составила 8,3%, вернувшись к уровню прошлого года (в сентябре 2019 г. — 8,3%).
При этом эксперты НБКИ отмечают, что доля таких кредитов существенно снижалась еще в конце 2019—начале 2020 гг. — на 1,0—1,5 п.п. (минимальное значение — в декабре 2019 г. — 7,1%). В период же жестких «карантинных» мероприятий весной текущего года и последовавших за ним «посткарантинных» летних месяцев был отмечен некоторый рост данного показателя, максимальное значение которого пришлось на май 2020 г. — 9,1%. Однако после этого, несмотря на последствия пандемии коронавируса, доля «плохих» автокредитов начала снижаться и в целом, по оценке бюро, находится на относительно невысоком уровне.
В свою очередь среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам в сентябре 2020 г. составило 675 баллов (минимальное значение — 300 баллов, максимальное — 850).
В сентябре 2020 г. самые низкие значения доли просроченной задолженности свыше 30 дней по автокредитам в общем объеме кредитов данного типа (среди 30 регионов-лидеров в данном сегменте) были зафиксированы в Белгородской области (5,5%), Удмуртской Республике (5,7%), Калужской области (5,9%), Республике Татарстан (5,9%) и Ханты-Мансийском АО (5,9%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель составил 6,8 и 6,3% соответственно.
Эксперты НБКИ отмечают, что сентябре 2020 г. динамика доли просрочки по автокредитам в регионах РФ носит разнонаправленный характер. При этом наиболее существенное сокращение доли (среди 30 регионов-лидеров в сегменте автокредитов) по сравнению с сентябрем 2019 г. наблюдалось в Новосибирской (–1,8 п.п.), Оренбургской (–1,4 п.п.) и Воронежской (–1,4 п.п.) областях. В то же время, в некоторых регионах доля кредитов с просрочкой по автокредитам за прошедший год выросла, в том числе, в Красноярском крае (+1,0 п.п.), Санкт-Петербурге (+0,8 п.п.) и Нижегородской области (+0,7 п.п.). В Москве данный показатель за год не изменился.
«В целом, банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и персонального кредитного рейтинга находятся на приемлемом уровне, — считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. — При этом важно отметить, что доля просроченных автокредитов в 2020 г. была относительно стабильной. Это было обусловлено, прежде всего, реструктуризацией банками «проблемных» кредитов. Если бы ее проведено не было, доля кредитов с просрочкой по автокредитам могла быть существенно выше».