По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-октябре 2020 г. количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 735,6 тыс. единиц, что на 6,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (в январе-октябре 2019 года – 785,2 тыс. ед.).
При этом стоит отметить, что в октябре 2020 г. было выдано 88,48 тыс. автокредитов или на 11,9% больше, чем в октябре 2019 г. (79,09 тыс. ед.). В то же время в сравнении с предыдущим месяцем количество выданных автокредитов практически не изменилось (в сентябре 2020 г. – 88,16 млн ед.).
В свою очередь объем рынка новых легковых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в январе-октябре 2020 года снизился на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1 174,7 тыс. единиц (в январе-октябре 2019 г. – 1 276,2 тыс. ед.). При этом в октябре 2020 г. объем рынка составил 154,3 тыс. ед., что на 5,5% больше аналогичного показателя октября прошлого года (146,3 тыс. ед.).
В свою очередь среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам в октябре 2020 года составило 686 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов). Наибольшее количество автокредитов в регионах РФ в январе-октябре 2020 г. было выдано в Москве (54,3 тыс. ед.), Московской области (41,7 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (41,6 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (37,1 тыс. ед.) и Башкортостан (32,6 тыс. ед.).
Снижение выдачи автокредитов было отмечено во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику сокращения количества выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) в январе-октябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продемонстрировали Санкт-Петербург (-26,3%), Москва (-26,1%), Московская область (-25,7%), Удмуртская Республика (-25,3%), а также Пермский край (-25,2%).
«После «провала» в апреле-мае 2020 г., выдача автокредитов летом и осенью демонстрировала высокий уровень, – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Такая активность была обусловлена реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких «карантинных» мероприятий». Эксперт напомнил, что в тот период времени автокредитование в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Московской области) фактически остановилось. Однако начиная с июня 2020 г. выдача автокредитов вернулась на достаточно высокий уровень прошлого года.