Расходы российских туристов на отдых за границей в этом году сократились на 61% по сравнению с прошлым годом и составили 31 млрд рублей. Об этом свидетельствует статистика карточных транзакций клиентов ВТБ.
Всего владельцы карт ВТБ с начала года совершили за границей почти 8 млн транзакций в сфере туризма — на 57% меньше, чем за 11 месяцев 2019 г. Меньше всего «просели» по туристическим расходам страны, которые сейчас открыты для российских путешественников и не настаивают на изоляции для приезжих. Так, расходы клиентов банка на Мальдивах снизились лишь на 20% год к году, Белоруссия недосчиталась 29% туристических расходов россиян, а Турция и Египет — 40%. Наиболее значительно — на 78% — держатели карт ВТБ снизили траты в Японии, которая разрешила въезд только гражданам и резидентам и только с 1 ноября. Единственным «бенефициаром» закрытых границ стала Танзания, которая одной из первых открыла границы для россиян — туристические расходы клиентов банка в ней выросли к прошлому году на 36%, а осенью был зафиксирован более чем двукратный рост год к году.
Пандемия коронавируса в этом году оказала влияние на распределение трат россиян за рубежом. Меньше всего клиенты ВТБ экономили на гостиницах и ресторанах — например, в Турции снижение к прошлому году в этих категориях составило 17 и 11% соответственно. Больше всего они сократили траты на внутренние перелеты и переезды по железной дороге (снижение в этой категории составило порядка 70% по большинству открытых стран), предпочитая передвигаться на автомобилях. А в Турции расходы клиентов банка на аренду авто за 11 месяцев не только не снизились, а даже выросли на 4% к январю — ноябрю прошлого года. Исключением из общих правил стала Сербия, которая в середине октября стала для россиян «окном в Европу»: въезд в страну для граждан России разрешен и доступен благодаря прямым рейсам из Москвы. С начала года клиенты ВТБ потратили на железнодорожные и авиабилеты в стране на 36% больше, чем годом ранее.
Изменившиеся условия внесли корректировки в рейтинг наиболее популярных стран у российских туристов. Топ-10 стран по объему туристических расходов клиентов ВТБ по-прежнему возглавляет Италия, хотя траты клиентов в ней сократились на 73% год к году — до 3,1 млрд руб. На второе место с пятого по объему расходов поднялась Турция, а Испания, в которой держатели карт ВТБ стали тратить на 72% меньше, переместилась на пятое место. Также в пятерке лидеров по туристическим расходам по-прежнему находятся Франция и Германия. В топ-10 традиционно вошли США, ОАЭ, Белоруссия и Великобритания (причем аналитики банка отмечают, что по объему расходов союзная республика Беларусь в этом году обогнала Соединенное королевство). Покинула рейтинг традиционно популярная у петербуржцев Финляндия, которая занимала девятую строчку, а вместо нее в десятку лидеров вошел Таиланд.
«Пандемия в этом году стала главным фактором, повлиявшим на туристические настроения россиян. Наших соотечественников останавливают не только закрытые границы большинства стран, но и желание обезопасить себя от лишних контактов. И хотя осенью Россия продолжила возобновлять авиасообщение с отдельными зарубежными странами, традиционно высокий предновогодний сезон не изменит негативную динамику по итогам года», — прогнозирует Ксения Андреева, руководитель управления «Дебетовые карты и счета» ВТБ.
Аналитики банка добавляют, что москвичи в меньшей степени сократили свои расходы за рубежом по сравнению с другими жителями нашей страны. За 11 месяцев этого года траты московских клиентов ВТБ за рубежом снизились на 43% (до 4,4 млрд руб.) год к году, а количество транзакций уменьшилось всего на треть (до 1,2 млн). Осенью эта разница была еще более ощутимой — снижение к прошлому году составило 31% по объему расходов и 28% по количеству транзакций, в то время как в целом по России в сентябре — ноябре был зафиксирован спад на 64 и 65% соответственно. Наиболее значительно, как и в целом у россиян, снизились траты москвичей за рубежом на сегмент развлечений — походы в кино, театры и на концерты — и на железнодорожные и авиабилеты. Меньше всего просели расходы жителей столицы в заграничных супермаркетах и АЗС.