«Делойт» в СНГ поделился результатами 14-го ежегодного исследования новогодних потребительских расходов россиян — «Новый год и Рождество — 2021». Его авторы отмечают, что COVID-19 не отменяет праздников, но точно внесет свои коррективы.
Сначала эксперты «Делойта» описывают потребительские настроения, с которыми россияне подходят к новогодним праздникам.
Доля респондентов, считающих, что экономика находится в рецессии, в 2020 г. увеличилась с 57 до 77%. Данный факт, резонно полагают авторы исследования, спровоцирован эпидемией COVID-19, следствием которой стал значительный спад в мировой экономике.
Россияне с меньшим уровнем дохода склонны оценивать ситуацию более пессимистично. 81% из них выражают скептицизм по поводу текущего состояния экономики, тогда как среди респондентов с большим уровнем дохода таких всего 75%.
Женщины чуть более пессимистичны в своих оценках, чем мужчины (79% против 76%).
В 2020 г. уровень пессимизма в России достиг максимума за все время проведения исследования. При этом 57% участников опроса прогнозируют дальнейший спад и только 8% —рост экономики в новом году.
Количество респондентов, не имеющих представления о том, чего ожидать в будущем от экономики, сократилось с 19 до 14%.
При оценке покупательной способности в текущем году по отношению к предыдущему респонденты «Делойта» ответили, что стали тратить меньше: 48% в 2020 г. против 42% в 2019-м.
При этом авторы исследования отмечают, что свои расходы в 2020 г. планируют сократить в основном мужчины — 49%, что на 10% больше по отношению к 2019 г. Тогда как доля женщин, намеренных потратить меньше в этом году, увеличилась только на 2% и составила 47%.
Тратить меньше в основном планируют респонденты с низким и средним уровнем дохода, в то время как респонденты с высоким его уровнем чаще готовы сохранить траты на уровне прошлого года.
Количество опрошенных, считающих, что в следующем году их покупательная способность повысится, составило 16%. При этом 39% респондентов ожидают снижения своей покупательной способности в следующем году.
Новогодний бюджет
Последние два года новогодний бюджет pоссиян растет в среднем на 25% в год, что отражает динамику роста фактических расходов на новогодние праздники. В 2020 г. новогодний бюджет жителя России, по прогнозам, составит в среднем 25 тыс. руб., что всего на 2% выше фактических затрат в 2019 г.
По сравнению с прошлым годом в структуре новогоднего бюджета среднестатистического россиянина уменьшилась доля затрат на подарки (с 45 до 40%), а доля затрат на новогодний стол наоборот выросла (с 41 до 44%). На посещение ресторанов и прочие развлекательные мероприятия планируется потратить около 15% новогоднего бюджета.
Практически каждый второй респондент хочет получить в подарок деньги, но при этом планируют сделать такой подарок всего 27% опрошенных.
Неудовлетворенным также останется спрос на путешествия, смартфоны, ноутбуки, косметические услуги и «умные» аксессуары.
Косметику и кухонные принадлежности дарят чаще, чем хотят получить в подарок.
Наиболее желаемые и популярные подарки, %респондентов
Подарки |
Хотят получить |
Купят в качестве подарка |
Косметика/парфюмерия |
36 |
46 |
Денежные средства |
58 |
27 |
Кухонные принадлежности |
19 |
25 |
Подарочные карты |
21 |
19 |
«Умные» аксессуары |
31 |
18 |
Небольшая бытовая техника |
22 |
16 |
Книги |
17 |
13 |
Смартфоны |
25 |
9 |
Косметический уход и SPA-услуги |
15 |
9 |
Ноутбук/настольный компьютер |
20 |
4 |
Путешествия |
22 |
3 |
Источник: «Делойт» в СНГ
В 2020 г. в качестве подарков для подростков набирают популярность «умные» аксессуары и различные игры. Также в первую десятку вошли смартфон и планшет. Денежные средства остаются популярным подарком, который дарят подросткам.
Топ-10 подарков для подростков от 12 до 18 лет, % респондентов
Подарки |
Значение |
«Умные» аксессуары |
28 |
Денежные средства |
24 |
Косметика/парфюмерия |
17 |
Игры |
17 |
Книги |
14 |
Игры (настольные игры, головоломки, ролевые игры) |
14 |
Смартфоны и мобильные телефоны |
12 |
Конструкторы (строительные, «Лего» и др.) |
12 |
Конфеты, шоколад |
10 |
Планшеты |
10 |
Источник: «Делойт» в СНГ
Дети до 12 лет, как и в 2019 г., получат в подарок конструкторы, мягкие игрушки, обучающие игры, а также одежду и обувь.
Конструкторы набирают все большую популярность: 36% против 19% в прошлом году.
Топ-10 подарков для детей до 12 лет, % респондентов
Подарки |
Значение |
Конструкторы |
36 |
Развивающие и обучающие игрушки |
25 |
Одежда/обувь |
24 |
Куклы, мягкие игрушки |
24 |
Игры (настольные игры, головоломки, ролевые игры) |
22 |
Электромеханические, интерактивные игрушки и игрушки на батарейках |
19 |
Книги |
17 |
Товары для младенцев (игрушки, детская одежда и т.п.) |
16 |
Обучающие игрушки (наборы для опытов) |
15 |
Товары для спорта и отдыха |
14 |
Источник: «Делойт» в СНГ
Как мы делаем покупки
Исследование «Делойта» показало, что рост доходов по-прежнему остается главной причиной, которая стимулирует россиян потратить больше во время новогодних праздников (43%). Роль этого фактора существенно выросла относительно прошлого года (на 11%). При этом рекламные акции и специальные предложения теряют свою значимость.
Впервые за много лет снижается доля россиян, готовых потратить более 30% новогоднего бюджета во время «черной пятницы».
Приверженность компании принципам устойчивого развития важна для 71%покупателей, однако существенно переплачивать за продукцию таких брендов готовы лишь 9%. Причем, данный факт более характерен для молодого поколения.
Более 60% респондентов в возрасте от 35 лет либо не готовы платить больше за такие товары, либо для них не важно, придерживается ли компания политики устойчивого развития.
Для 58% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет данный факт важен, и они готовы платить больше.
Каждый второй россиянин готов поддержать местных производителей при сопоставимости цены и качества с зарубежными аналогами.
Категорично настроена небольшая доля респондентов: только 10% не готовы приобретать товары российского производства.
Старшее поколение больше доверяет отечественным производителям.
При этом респонденты в возрасте от 18 до 34 лет более склонны делать выбор в пользу зарубежных производителей.
Традиционно более половины россиян планируют приобретать подарки во второй половине декабря. Однако авторы исследования «Делойта» отмечают, что есть тенденция снижения данного показателя, и все больше покупателей делают выбор в пользу первой половины декабря и даже ноября.
Мужчины и респонденты с низким уровнем дохода более склонны совершать покупки в последний момент, тогда как женщины и респонденты с высоким уровнем дохода совершают покупки раньше, чем начинается новогодняя суета.
22% россиян просят подарить уже выбранные подарки. Особенно это актуально для книг (27%), видеоигр (27%) и игрушек (28%).
В обычных магазинах чаще всего выбирают продукты питания и напитки (36%), а также товары для дома (31%). В то время как Интернет сохраняет лидерство в поиске высокотехнологичных товаров (29%) и подарков в категории «мода» (26%).