С 2015 по 2019 г. вовлеченность населения в возрасте 25 — 64 лет в практики самообразования увеличилась с 21 до 37%, свидетельствуют результаты социологического обследования «Практики самообразования среди взрослого населения России», проведенного Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Согласно результатам исследования ИСИЭЗ, проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», население в возрасте 25 — 44 лет чаще проявляет инициативу к самостоятельному обучению, чем представители старшего поколения. Вместе с тем, среди возрастной группы 55 — 64 г. значение показателя увеличилось почти втрое — с 12% в 2015 г. до 29% в 2019 г., что говорит авторам исследования о значительном усилении интеграции этой группы людей в процесс непрерывного образования.
Повышение образовательной активности, по мнению ученых ИСИЭЗ, может быть следствием двух факторов. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.
Например, с 2015 по 2019 г. удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных или муниципальных услуг, в общей численности населения в возрасте 15 — 75 лет, получавшего такие услуги, вырос с 40 до 78%.
Аналитики ИСИЭЗ отмечают, что цифровая трансформация заметно сказывается и на подходах к самообразованию.
Люди стали чаще использовать материалы, найденные в интернете (54% в 2019 г. против 42% в 2015 г.), реже — печатную литературу и материалы (33% против 50% соответственно).
В региональном разрезе существенно изменился характер вовлеченности в самообразование представителей городского населения. Так, в Москве самостоятельное приобретение новых компетенций стало неотъемлемой частью образа жизни большинства населения: за 2015 — 2019 гг. доля людей, вовлеченных в самообразование, выросла более чем вдвое — с 27 до 61%. В городах с численностью населения более 500 тыс. человек — с 22 до 48%, до 100 тыс. человек — с 16 до 32%.
Рассматривая участие взрослого населения в самостоятельном обретении новых знаний и навыков по уровню образования, наибольший прирост значения авторы исследования зафиксировали среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 г. до 60% в 2019 г. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее — с 15 до 22% соответственно.
Согласно результатам исследования, несмотря на то, что личная мотивация (интерес) к самообразованию превалирует над профессиональной (развитие карьеры), повышение квалификационных требований со стороны работодателя и изменения на рынке труда — более сильные мотиваторы к освоению навыков.
Расширение спектра компетенций является условием сохранения конкурентоспособности на рынке труда и залогом успешной адаптации к изменениям. В пользу этого предположения экспертам ИСИЭЗ говорит и высокая доля занимающихся самообразованием среди специалистов высшего уровня квалификации (72% против 36% в среднем по выборке), руководителей высшего и среднего звена (62%). Для сравнения авторы исследования сообщают, что среди неквалифицированных рабочих всех отраслей эта величина составляет 22%.
Аналитикам ИСИЭЗ кажется парадоксальным, что безработные или находящиеся в поиске работы граждане в целом проявляют меньшую активность в приобретении новых знаний по сравнению с работающими — 32% против 43%. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14%.
Мотивы участия в самообразовании, % от численности опрошенных, занимавшихся самообразованием
Мотивы |
2015 |
2019 |
Личные мотивы |
||
Из собственного интереса, для общего развития |
39 |
64 |
Для повседневной жизни |
13 |
28 |
Для хобби, увлечений |
16 |
19 |
Профессиональные мотивы |
||
Совершенствование знаний и навыков в своей профессиональной деятельности |
50 |
50 |
Из-за обязательного требования повышать квалификацию на работе |
17 |
17 |
Повышение своего авторитета, должности |
8 |
16 |
Повышение зарплаты |
12 |
7 |
Мотивы трудоустройства |
||
Освоение навыков, позволяющих подрабатывать в свободное время |
8 |
7 |
Получение новой специальности |
2 |
5 |
Получение работы |
6 |
4 |
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ