1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 109

У взрослых россиян растет тяга к самообразованию

С 2015 по 2019 г. вовлеченность населения в возрасте 25 — 64 лет в практики самообразования увеличилась с 21 до 37%, свидетельствуют результаты социологического обследования «Практики самообразования среди взрослого населения России», проведенного Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Согласно результатам исследования ИСИЭЗ, проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», население в возрасте 25 — 44 лет чаще проявляет инициативу к самостоятельному обучению, чем представители старшего поколения. Вместе с тем, среди возрастной группы 55 — 64 г. значение показателя увеличилось почти втрое — с 12% в 2015 г. до 29% в 2019 г., что говорит авторам исследования о значительном усилении интеграции этой группы людей в процесс непрерывного образования.

Повышение образовательной активности, по мнению ученых ИСИЭЗ, может быть следствием двух факторов. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.

Например, с 2015 по 2019 г. удельный вес населения, использующего интернет для получения государственных или муниципальных услуг, в общей численности населения в возрасте 15 — 75 лет, получавшего такие услуги, вырос с 40 до 78%.

Аналитики ИСИЭЗ отмечают, что цифровая трансформация заметно сказывается и на подходах к самообразованию.

Люди стали чаще использовать материалы, найденные в интернете (54% в 2019 г. против 42% в 2015 г.), реже — печатную литературу и материалы (33% против 50% соответственно).

В региональном разрезе существенно изменился характер вовлеченности в самообразование представителей городского населения. Так, в Москве самостоятельное приобретение новых компетенций стало неотъемлемой частью образа жизни большинства населения: за 2015 — 2019 гг. доля людей, вовлеченных в самообразование, выросла более чем вдвое — с 27 до 61%. В городах с численностью населения более 500 тыс. человек — с 22 до 48%, до 100 тыс. человек — с 16 до 32%.

Рассматривая участие взрослого населения в самостоятельном обретении новых знаний и навыков по уровню образования, наибольший прирост значения авторы исследования зафиксировали среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 г. до 60% в 2019 г. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее — с 15 до 22% соответственно.

Согласно результатам исследования, несмотря на то, что личная мотивация (интерес) к самообразованию превалирует над профессиональной (развитие карьеры), повышение квалификационных требований со стороны работодателя и изменения на рынке труда — более сильные мотиваторы к освоению навыков.

Расширение спектра компетенций является условием сохранения конкурентоспособности на рынке труда и залогом успешной адаптации к изменениям. В пользу этого предположения экспертам ИСИЭЗ говорит и высокая доля занимающихся самообразованием среди специалистов высшего уровня квалификации (72% против 36% в среднем по выборке), руководителей высшего и среднего звена (62%). Для сравнения авторы исследования сообщают, что среди неквалифицированных рабочих всех отраслей эта величина составляет 22%.

Аналитикам ИСИЭЗ кажется парадоксальным, что безработные или находящиеся в поиске работы граждане в целом проявляют меньшую активность в приобретении новых знаний по сравнению с работающими — 32% против 43%. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14%.

Мотивы участия в самообразовании, % от численности опрошенных, занимавшихся самообразованием

Мотивы

2015

2019

Личные мотивы

Из собственного интереса, для общего развития

39

64

Для повседневной жизни

13

28

Для хобби, увлечений

16

19

Профессиональные мотивы

Совершенствование знаний и навыков в своей профессиональной деятельности

50

50

Из-за обязательного требования повышать квалификацию на работе

17

17

Повышение своего авторитета, должности

8

16

Повышение зарплаты

12

7

Мотивы трудоустройства

Освоение навыков, позволяющих подрабатывать в свободное время

8

7

Получение новой специальности

2

5

Получение работы

6

4

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ