Невозможность тратить за границей повысила потребительские расходы в России

| новости | печать

Лаборатория СберИндекс и дивизион «Корпоративные клиенты 360» Сбера в ходе очередного замера обнаружили на неделе с 14 по 20 декабря «подозрительный» рост потребительского спроса. Объяснение нашлось в переносе в Россию традиционных для декабря зарубежных расходов из-за пандемийных ограничений.

Эксперты Сбера сообщают, что в период с 14 по 20 декабря восстановление потребительских расходов продолжилось. Динамика стала положительной и составила +1,1% год к году после падения на 2,8% неделей ранее.

Довольно заметное оживление потребления с начала декабря выглядело для авторов исследования подозрительно, а переход на прошлой неделе к положительному результату без видимых на то причин потребовал от них дополнительного исследования.

И аналитики Сбера выяснили, что такая динамика объясняется переносом зарубежных расходов на территорию России. С начала декабря 2019 г. возрастал турпоток за границу, чего в текущем году не наблюдается. Авторы анализа подсчитали, что если учесть траты, осуществляемые за границей, то вместо прироста год к году в 1,1% получается падение совокупных расходов на 6,0% соответственно. Иными словами, внутренний спрос получил поддержку от невозможности тратить за пределами России.

Действительно, декабрьский рост турпоездок россиян за границу — явление сезонное, а в текущем декабре данная традиция прервалась из-за ограничений (и самоограничений), вызванных второй волной пандемии коронавируса.

Авторы исследования отмечают восстановление в предновогодний период и в секторе услуг (–17,6% в годовом измерении).

Сохраняется декабрьская активизация потребителей в сегменте «Авиабилеты». На неделе 14 — 20 декабря падение расходов здесь составило лишь 10,4% год к году. Но аналитики Сбера считают, что ситуация с «лондонским штаммом» наверняка приведет к тому, что сразу после праздников спрос на поездки снова упадет.

Количество активных торговых точек устойчиво увеличивается и сейчас на 5,0% выше показателей февраля. Эксперты Сбера наблюдают рост по всем ключевым направлениям (продуктовая розница, прочие товары и услуги).