По данным Росстата, темпы спада производства, достигавшие 7-8% весной, в конце года замедлились практически до нуля. По итогам декабря объемы выпуска сократились лишь на 0,2%. Это минимальная величина с начала пандемии.
По опросу Reuters консенсус-прогноз составлял -3%. Практически никто из экономистов не ожидал спада меньше, чем на 1,5%. На деле все выглядит лучше. Да, в целом сектор полезных ископаемых ускорил падение, которое составило в декабре 8,5% против 7,5% в ноябре. Проблемы возникли в добыче металлов (-1,3% к ноябрю) и «прочих полезных ископаемых» (-5,7%). Но на производствах, не связанных с сырьевой трубой, Росстат фиксирует фактически окончание кризиса. Объемы выпуска в обрабатывающем секторе в декабре выросли на 4,4% год к году. Спад был зафиксировал на 6,1% в нефтепереработке, на 1,1% в металлургии и на 0,2% в производстве продуктов питания. Но общий показатель вытянули в плюс текстильная (+14,3%) и химическая промышленность (+11,9%), а также автопром (+13,1%).
Директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой полагает, что помог статистике запуск производства вакцин. Рост в фармацевтике в декабре составил 82%, это стало рекордом за всю историю данных.
«Столь существенный оптимизм не полностью обеспечен реальными улучшениями в экономике – декабрьский результат в немалой степени поддержан двумя факторами - календарным (в декабре 2020 г. на 1 рабочий день больше, чем в декабре 2019 г.) и температурным (декабрь 2020 г. выдался почти в два раза более холодным в среднем по ЕЭС, чем декабрь 2019 г., что потребовало большего объема выработки тепло- и электроэнергии)», - отмечает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
Райффайзенбанк констатирует, что главным тормозом для роста производства в целом остается нефтегазовый сектор – он почти не показывает улучшений с сентября 2020 г.
С. Мурашов пишет: «Основным фактором для роста промышленности в этом году должны стать сегменты, ориентированные на производство инвестиционной и инфраструктурной продукции – стройматериалы, машины и оборудование, металлические изделия – спрос на них должен вырасти на фоне соответствующих бюджетных расходов. Кроме того, на фоне восстановления экономики мы ожидаем и роста производства топлива (это одна из заметных частей обрабатывающей промышленности)».
В итоге Райффайзенбанк ожидает в этом году аем роста промпроизводства на 2% г./г.
Главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин обращает внимание на то, что календарный фактор добавил промпроизводству около 1 процентного пункта в декабре, но уже в январе календарь будет играть против статистики - рабочих дней на два меньше, чем год назад. По мнению Д. Долгина, чтобы промышленность росла на 3-3,5% - то есть, вышла за пределы эффекта низкой базы, - нужно восстановление инвестиционного и потребительского спроса, а также фискальная поддержка.
Однако действий в этом направлении аналитики пока не видят. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова предупреждает: приоритетом правительства остается бюджет, что неизбежно затормозит восстановление экономики.