В очередном информационно-аналитическом комментарии «Платежный баланс России» отмечается, что в IV квартале 2020 г. снижение экспорта лишь частично компенсировалось уменьшением импорта и отрицательного вклада других компонентов счета текущих операций. В результате профицит текущего счета снизился вдвое.
Профицит счета текущих операций уменьшился вдвое к аналогичному периоду предыдущего года — до 5,5 млрд долл. США в IV квартале 2020 г. и 32,5 млрд долл. в 2020 г. в целом. Снижение экспорта в условиях рецессии в мировой экономике отчасти компенсировало сокращение импорта и дефицита других компонентов. При этом в IV квартале 2020 г. годовые темпы снижения экспорта замедлились по сравнению с III кварталом из‑за роста мировых цен на многие сырьевые товары, отмечают эксперты Банка России в комментарии.
Экспорт товаров и услуг
Стоимостный объем экспорта товаров и услуг в IV квартале сократился на 21% год к году (III квартал 2020 г.: ‑26% соответственно). Снижение мировых цен на нефть замедлилось. Годовые темпы прироста цен на газ в Европе и мировых цен на алюминий и никель перешли в область положительных значений, а рост цен на железную руду и медь ускорился. Более благоприятной динамике мировых цен на ключевые товары российского экспорта способствовали рост деловой активности в промышленности в мире и ослабление доллара США.
Стоимостный объем экспорта нефти и нефтепродуктов в IV квартале уменьшился на 44% год к году (III квартал 2020 г.: ‑48%) при снижении цены нефти марки Urals менее чем на 30% (здесь и далее — изменения к аналогичному периоду предыдущего года, если не указано иное). Также снижение добычи нефти в России, по данным Минэнерго России, замедлилось с 13 до 11% в связи с ослаблением с августа ограничений в рамках ОПЕК+. Физический объем экспорта нефти и нефтепродуктов России, по оперативным данным ФТС, в октябре — ноябре уменьшился на 19% в основном за счет ЕС. Европейские страны снизили импорт энергоносителя из многих стран из‑за сокращения потребления в условиях новых ограничений. Россия смогла сохранить свои позиции на данном рынке: ее доля в импорте нефти и нефтепродуктов в ЕС извне осталась на уровне 30% в январе — октябре 2020 г.
Снижение стоимостного объема экспорта газа в газообразном состоянии замедлилось до 19% (III квартал 2020 г.: ‑39%). Цены на природный газ на европейском, основном для России, рынке увеличились на 5% (III квартал 2020 г.: ‑25%) из‑за холодной погоды и сокращения запасов. По сравнению с III кварталом 2020 г. цены выросли более чем на 80%. Вместе с тем физический объем экспорта газа в газообразном состоянии, по данным ФТС, в октябре — ноябре снизился на 9% из‑за высокой базы предыдущего года. Аналитики Банка России напоминают, что в конце 2019 г. поставки из России в Европу, в том числе в газовые хранилища, активно наращивались, что было связано с неопределенностью в отношении нового соглашения о транзите российского газа через Украину.
Стоимостный объем ненефтегазового экспорта товаров в IV квартале вырос на 5% (III квартал 2020 г.: +2%). Его рост происходил в связи с более высокими мировыми ценами, а также вследствие увеличения физического объема поставок ряда товаров. В октябре — ноябре, по данным ФТС, вырос объем экспорта пшеницы и ячменя в условиях хорошего урожая в России. В условиях благоприятной мировой ценовой конъюнктуры и роста деловой активности в обрабатывающей промышленности в мире увеличился физический объем экспорта железных руд и концентратов, меди и алюминия. Вместе с тем объем экспорта ряда товаров (угля, минеральных удобрений и так далее) сократился в связи с сохранением невысокого внешнего спроса.
Экспорт услуг в IV квартале 2020 г. снизился на 34% (III квартал 2020 г.: ‑37%). Сильнее всего (на 87%) упал экспорт по статье «Поездки» из‑за ограничительных мер по въезду иностранных граждан на территорию России, а также приостановки пассажирского сообщения со многими странами, в том числе с Китаем (в 2019 г. он занимал первое место по числу туристов, приехавших в Россию). Кроме того, в декабре было временно прекращено авиасообщение с Великобританией из‑за нового штамма коронавируса. Карантинные ограничения привели к снижению объема пассажирских перевозок. В целом экспорт транспортных услуг в IV квартале 2020 г. уменьшился на 37%.
Импорт товаров и услуг
Стоимостный объем импорта товаров и услуг в IV квартале 2020 г. сократился менее значительно, чем экспорт: на 12% (III квартал 2020 г.: ‑20%). Понижательное давление на импорт продолжали оказывать ослабление рубля, сокращение экономической активности в годовом выражении, а также сохраняющиеся ограничения на поездки за границу.
Снижение стоимостного объема импорта товаров замедлилось в IV квартале 2020 г. до 2% (III квартал 2020 г.: ‑8%). Более того, подчеркивают авторы анализа, по предварительным данным ФТС, импорт из стран дальнего зарубежья в декабре 2020 г. даже вырос на 5%, несмотря на снижение реального эффективного курса рубля на 14%, спад деловой активности в России и новые ограничения из‑за пандемии. Улучшение динамики импорта в IV квартале 2020 г. происходило в условиях некоторого замедления снижения экономической активности. Наибольший вклад в прирост импорта товаров из стран дальнего зарубежья в декабре внесла химическая и машиностроительная продукция. Объем импорта фармацевтической продукции снова превысил уровень прошлого года. Росту ее импорта способствовала пандемия. Среди машин и оборудования лидерами роста были суда и плавучие средства. Количество импортированных судов6в октябре —ноябре увеличилось на 8% после уменьшения на 27% в III квартале. В условиях восстановления продаж автомобилей в России физический объем их импорта в октябре — ноябре вырос на 16% после снижения на 26% в III квартале.
Стоимостный объем импорта услуг в IV квартале 2020 г. сократился на 39%, в основном за счет падения импорта по статье «Поездки» на 91%. Импорт туристических услуг оставался на очень низком уровне в связи с ужесточением ограничений принимающих стран из‑за ухудшения эпидемической ситуации. Возобновление авиасообщения в IV квартале носило ограниченный характер. Со многими странами, популярными среди российских туристов, оно так и не было восстановлено. Отчасти по этой причине снижение импорта транспортных услуг оставалось существенным (на 30%), хотя и замедлилось по сравнению с III кварталом, поясняют эксперты Банка России.