Очередное исследование развития в России безналичных платежей, проводимое лабораторией СберИндекс совместно с IT-компанией «Платформа ОФД», зафиксировало по итогам 2020 г. перелом тенденции на замедление темпов их расширения из-за изменения потребительских предпочтений во время пандемии.
В ушедшем году переход на безналичные формы оплаты товаров и услуг в России ускорился, отмечают аналитики Сбера. По итогам IV квартала доля операций по картам в общем объеме достигла 55,9%, что стало новым рекордом. Традиционно в конце года наблюдается сезонный рост этого показателя, но в 2020 г. всплеск был особенно сильным (+5,4 п.п. против +4,4 п.п. годом ранее), несмотря на высокую базу. За весь год доля безналичного оборота составила 54,1% после 49,2% в 2019 г.
Причиной такой динамики авторы исследования называют радикальное изменение потребительских привычек. Теперь покупатели предпочитают избегать ненужных контактов с загрязненными поверхностями, к которым относятся и бумажные деньги. Эксперты Сбера подчеркивают, что рост доли безналичного оборота продолжается, несмотря на существенный рост объема в обращении бумажных денег (+2,8 трлн руб. до 13,4 трлн руб.). Это подтверждает их гипотезы о том, что, во-первых, драйвером спроса на кэш являются не физические, а юридические лица, и, во-вторых, существенная часть наличных средств выбывает из видимой части оборота, то есть используется в сером сегменте экономики или в качестве сбережений.
В IV квартале 2020 г. в Ненецком автономном округе доля безналичного объема торгового оборота составила рекордные 70%. Это, отмечают авторы исследования, максимальное значение среди всех регионов за всю историю наблюдений. Теперь во всех регионах, входящих в топ-10 по данному показателю, более 60% покупок совершается по карте. Данный порог уже преодолен в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (61,5%), при этом Москва и Московская область чуть отстают (58,3%).
Наибольший прирост в IV квартале авторы исследования зафиксировали в Республике Саха (9,6 п.п.), что привело попадание региона на четвертое место по доле карточных транзакций. Вместе с тем аналитики Сбера предполагают, что в регионах-лидерах проникновение безналичных платежей приближается к точке насыщения.
Регионы — лидеры по доле безналичного торгового оборота в IV квартале 2020 г., %
Регион |
Значение |
Ненецкий АО |
70,0 |
Республика Карелия |
64,9 |
Мурманская область |
64,1 |
Республика Саха (Якутия) |
63,8 |
Республика Коми |
63,8 |
Архангельская область |
62,5 |
Камчатский край |
62,1 |
Тюменская область |
62,0 |
Чукотский АО |
61,8 |
Томская область |
61,5 |
В среднем по России |
55,9 |
Источник: СберИндекс
В крупнейших городах доля покупок по безналу превысила показатель по стране и составила 56,7%. В лидерах находятся города северной части России: Петрозаводск (65,9%), Северодвинск (65,3%) и Сыктывкар (65,3%). Если в III квартале 2020 г. среди крупнейших городов лишь в 14 показатель превысил 60%, то по итогам IV квартала таких городов стало уже 40.
В основных категориях торговли доля безналичного оборота продолжила рост (за исключением сегмента строительных и хозяйственных товаров). Меры социального дистанцирования, потребности граждан в удобстве оплаты бесконтактным способом, развитие программ лояльности и акций торговых точек в привязке к карточным платежам способствуют росту доли безнала в розничной торговле.
Авторы исследования полагают, что самый яркий пример изменения потребительского поведения на фоне пандемии — «Магазины у дома». Более половины трат здесь теперь совершается безналично, хотя традиционно потребители часто рассчитывались в таких торговых точках бумажными деньгами. Еще в конце 2019 г. доля наличных операций в данном сегменте составляла 56%, и рывок в 8,8 п.п. эксперты Сбера считают выдающимся. При этом они замечают, что похожая динамика наблюдается по всем типам товарной розницы (супер- и гипермаркеты).
Доля безналичного оборота и ее динамика в разрезе основных категорий розничной торговли
Категории торговли |
Доля безнала, % |
Изменение относительно III квартала 2020 г., п.п. |
Изменение относительно IV квартала 2019 г., п.п. |
Рестораны |
76,6 |
–0,5 |
5,4 |
Одежда |
74,4 |
1,2 |
6,2 |
Электроника |
71,7 |
1,7 |
2,9 |
Кафе, столовые |
67,5 |
0,6 |
6,1 |
Фастфуд |
65,0 |
2,1 |
7,5 |
Супермаркеты |
63,2 |
1,7 |
6,9 |
Гипермаркеты |
59,9 |
1,5 |
7,3 |
Строительные и хозтовары |
56,9 |
–1,5 |
–3,4 |
Магазины у дома |
53,1 |
2,5 |
8,8 |
Источник: СберИндекс
Тем не менее, большой объем наличных средств на руках у населения вносит свои коррективы. Так, авторы исследования зафиксировали снижение уровня безналичных платежей в секторе товаров для строительства, ремонта и дома (падение на 1,5 п.п. относительно III квартала 2020 г. и сразу на 3,4 п.п. относительно IV квартала 2019 г.). На протяжении всего прошлого года россияне активно улучшали свои жилищные условия или инвестировали в недвижимость, что закономерно привело к ростк затрат на ремонт.
Категория «Рестораны» впервые во второй половине 2020 г. обогнала по доле безнала остальных и сохранила лидерство в IV квартале. Это аналитики Сбера связывают с растущей сферой онлайн-заказов, где традиционно высока доля безналичных платежей.
Еще один отпечаток пандемии — рост среднего чека практически по всему спектру категорий. Как ранее неоднократно отмечали авторы исследования, динамика расходов за один поход в магазин никак не связана с благосостоянием населения — эта величина сейчас определяется двумя вещами: проникновением систем безналичного расчета и частотой совершения покупок. В IV квартале 2020 г. на фоне второй волны пандемии коронавируса россияне , как и весной, старались реже посещать торговые точки и приобретать больше товаров за один раз. Как следствие, возросла и сумма чека, заключают аналитики Сбера.