Траты россиян на розничные товары и услуги в январе выросли на 23% по сравнению с январем прошлого года и достигли 200 млрд руб., свидетельствует статистика эквайрингового бизнеса ВТБ. Наиболее значительно выросли расходы на электронику и бытовую технику.
«Бум» спроса россиян на электронику и бытовую технику, наблюдавшийся во второй половине 2020 г., продолжился в январе. По данным эквайринга ВТБ, оборот магазинов, торгующих электронными гаджетами и устройствами для дома, в начале 2021 г. составил почти 50 млрд руб. — это на 70% больше, чем годом ранее.
Продолжает набирать популярность сегмент товаров для дома — в январе россияне потратили на их покупку почти 17 млрд руб., что на 28% превышает показатель января 2020 г. Аналогичными темпами росли продажи одежды и обуви: оборот fashion-ретейла превысил 17 млрд руб. На 23% выросла выручка сегмента услуг, на 9% — продажи автотоваров.
До сих пор не восстановили полностью допандемийную выручку кафе и рестораны — там россияне, по данным эквайринга ВТБ, потратили в январе на 14% меньше, чем в первый месяц зимы 2020 г., — 6 млрд руб. Ожидаемо снизились расходы россиян на туры и авиабилеты — на 22% год к году, до 3,4 млрд руб. На 8% уменьшились выручка продуктового ретейла и оборот в сфере транспорта — до 22 млрд руб. в каждом сегменте.
Расходы москвичей на покупки в рознице также выросли на 25% к прошлогоднему январю и превысили 88 млрд руб. Траты на электронику и бытовую технику выросли год к году почти вдвое и составили 15,5 млрд руб. На 46% — до 8 млрд руб. — увеличились продажи одежды и обуви, на 28% вырос оборот сферы услуг и составил почти 16 млрд руб. Также рост выручки был зафиксирован в сегменте товаров для дома (+19%, до 2,5 млрд руб.) и прочего ретейла (+78%, 11 млрд руб.). Ожидаемо снизились — на 35% — расходы на туры и авиаперевозки (2,1 млрд руб.), 28% потеряли рестораны и кафе (2,7 млрд руб.), на 10% просела выручка продуктовых сетей (3,4 млрд руб.).
«Отложенный спрос и ограничения по поездкам за границу направили расходы россиян на внутреннее потребление товаров и услуг для дома. Резкий рост выручки магазинов электроники и бытовой техники в январе во многом объясним длинными новогодними каникулами и желанием порадовать своих друзей и близких подарками. Пока не восстановился до прошлогодних значений оборот ресторанов и кафе, но смягчение ограничений в мегаполисах должно позитивно сказаться на росте их клиентопотока», — комментирует Алексей Киричек, вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ.
Надо признать, рост расходов на товары и услуги год к году в январе почти на четверть — очень сильная цифра, но вряд ли она подтвердится данными Росстата, которые скоро подойдут. На высокую вероятность большого расхождения указывают и данные ВТБ, которые он обнародовал накануне — его эквайринговая статистика говорит, что в прошлом году россияне увеличили потребительские расходы на 4%, что с четом инфляции практически означает их сохранение на уровне 2019 г. Однако данные Росстата на этот счет звучат жестче — в сопоставимых ценах оборот розничной торговли в 2020 г. сократился на 4,1%, рынок платных услуг населению (правда, по предварительным данным и без поправки на инфляцию) — упал на 17,3%.
Впрочем, сталкивать их данные между собой не стоит уже хотя бы потому, что у ВТБ речь идет только об эквайринговых расходах россиян, то есть безналичных, с карт. А по свежим данным аналитиков Сбера, в прошлом году доля безналичного торгового оборота составила 54,1%. Опять же напрашивается принципиальный вопрос, насколько репрезентативны по доходам российскому социуму те россияне, безналичные траты которых анализирует ВТБ. Росстат же ищет истину «по середине».