1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 153

PwC и ВЭФ: остро назрело повышение квалификации персонала по всему миру

В новом докладе «Повышение квалификации кадров ради всеобщего процветания» (Upskilling for Shared Prosperity), подготовленном PwC и Всемирным экономическим форумом и включенном в повестку Давоса-2021, приводятся доводы, почему сейчас столь актуальна повестка, вынесенная в название доклада.
Рост автоматизации и цифровизации изменил рынок труда: повысилась производительность, но возникла серьезная социальная проблема — острый дефицит людей с нужными навыками для заполнения вакансий. Пандемия COVID-19 ускорила и усилила эти тенденции. В результате, считают авторы доклада, сейчас как никогда важно провести переподготовку и повысить квалификацию людей, чтобы они могли участвовать в экономической жизни, что, в свою очередь, сформирует инклюзивную и устойчивую экономику и общество.

Доклад призывает правительства применять гибкий подход к реализации национальных программ повышения квалификации кадров, сотрудничая с бизнесом, некоммерческими организациями и сектором образования. Сюда относится поощрение создания новых рабочих мест в «зеленой» экономике и поддержка технологических инноваций. По оценкам, содержащимся в докладе, если страны повысят квалификацию своих граждан в соответствии с передовыми отраслевыми примерами ОЭСР, это приведет к приросту мирового ВВП на 6,5 трлн долл. США и созданию 5,3 млн новых рабочих мест к 2030 г.
Основные экономические выводы доклада следующие:

● Наибольшую экономическую выгоду (в абсолютном выражении) от восполнения дефицита квалифицированных кадров получат Китай (1986 млрд долл.) и США (902 млрд долл.), а также Индия (571 млрд дол.), Испания (132 млрд долл.) и Великобритания (119 млрд долл.).
● Если посмотреть данные по странам в процентах от ВВП, то верхние строки занимают Китай (7,5%), Индия (6,8%), Испания (6,7%), Австралия (5,9%) и ЮАР (4,4%).
● Анализ данных по регионам показывает, что наибольший прирост в процентах от ВВП ожидается в странах Африки к югу от Сахары (7,8%) и в Латинской Америке (7,7%) при условии, что они сейчас начнут инвестировать в повышение квалификации рабочей силы.
● В некоторых более развитых экономиках показатель будет меньше — от 2% в Японии до 0,3% в Германии, поскольку там производительность труда и профессиональная квалификация кадров уже превосходят показатели развивающихся экономик.
● Повышение квалификации рабочей силы может привести к формированию более наукоемкой мировой экономики, когда для выполнения рутинных задач люди будут использовать технологии и машины.
● Половину прироста мирового ВВП, как ожидается, обеспечат отрасли бизнес-услуг, потребительских услуг и обрабатывающая промышленность.
● Отрасли, которые на протяжении десятилетий страдали из-за слабой динамики низкооплачиваемого труда и производства, смогут получить значительные выгоды от повышения квалификации рабочей силы. Например, в сфере здравоохранения и социального обеспечения усилия, направленные на повышение квалификации рабочей силы, могут привести к приросту ВВП на 380 млрд долл. к 2030 г.


Учитывая, что ВВП не дает полной картины состояния экономики, в докладе, помимо количественных данных, также представлен качественный анализ, который показывает более широкие преимущества создания достойных рабочих мест, то есть работы, которая является безопасной, довольно надежной и мотивирующей, оплачивается справедливо и для выполнения которой необходимы уникальные человеческие навыки и знания, что позволяет повысить производительность труда. Развитие универсальных навыков, таких как критическое мышление и креативность, имеет решающее значение, поскольку это поможет людям подготовиться не только к нынешним, но и к будущим профессиональным требованиям, считают авторы доклада.
Президент международной сети фирм PwC Боб Мориц отмечает: «Кризисные события, такие как пандемия, могут и должны формировать мировое экономическое мышление. Они дают возможность проанализировать, переосмыслить и заново выстроить приоритеты. Очевидно, что сейчас экономика не дает людям то, что им нужно. Предоставляя всем людям возможность получить навыки, необходимые для полноценного участия в рабочем процессе в будущем, мы сможем создать более инклюзивную и устойчивую экономику, в которой никто не останется в стороне. Мы призываем правительства, бизнес-лидеров и представителей сферы образования присоединиться к нам в реализации амбициозной глобальной программы повышения квалификации рабочей силы».

Саадия Захиди, управляющий директор Всемирного экономического форума, добавляет: «Для того чтобы подготовить работников и студентов к рынку труда завтрашнего дня, мы должны учитывать и спрос, и предложение — повышать квалификацию людей, одновременно создавая новые, достойные рабочие места. Достижение этой цели требует согласованных усилий и сотрудничества между бизнесом, правительствами и образовательными учреждениями. Однако, как ясно указано в настоящем докладе, выгоды от инвестирования в повышение квалификации помогут не только стимулировать восстановление экономики, но и создать более инклюзивный и устойчивый рынок труда в будущем».

В докладе содержатся четыре рекомендации в отношении того, как реализовать глобальную программу повышения квалификации кадров:

1. Правительства, бизнес и образовательные учреждения должны совместно работать над созданием надежной и взаимосвязанной экосистемы, приверженной всеобъемлющей программе повышения квалификации.
2. Правительствам следует применять гибкий подход к стимулированию национальных инициатив по повышению квалификации кадров, работая с бизнесом, некоммерческими организациями и сектором образования. Сюда относится поощрение создания новых рабочих мест в «зеленой» экономике и поддержка технологических инноваций.
3. Компании должны рассматривать инвестиции в персонал, в том числе повышение его квалификации, как ключевой бизнес-принцип и взять на себя обязательства действовать в установленные сроки.
4. Образовательные учреждения должны переосмыслить концепцию повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и сконцентрироваться на процессе непрерывного обучения, чтобы гарантировать, что у всех будет возможность участвовать в будущей трудовой деятельности.