Такие данные приводит Счетная палата (СП) в своем анализе действий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов. В документе СП говорится, в частности, что доля проб воды, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, в 2012 г. составляла 21,93%, в 2018 г. – 23,63%, а в 2020 г. – 30,08%.
СП напоминает, что реабилитация водных объектов – одно из приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса страны. Для повышения качества водных экосистем в 2009 г. была принята Водная стратегия до 2020 г. Этот год закончился, пришло время подводить итоги общенациональных усилий. Итоги не радуют.
На Коллегии аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс говорил: «Необходимо отметить, что масштаб реализуемых мероприятий явно недостаточен для реализации всех целей и задач, установленных в документах стратегического планирования. Несмотря на общее снижение сброса загрязненных сточных вод, наблюдается увеличение в этих сбросах таких загрязняющих веществ, как хлориды, нитраты, калий и фосфаты. В водных объектах, используемых в качестве питьевых источников, отмечается рост доли проб воды, не соответствующих требованиям СанПин.
СП сообщает, что анализ причин неэффективности принимаемых мер показал недостаточное правовое регулирование и несогласованность основных стратегических документов. Не определены требования приоритетности при выборе мероприятий по реабилитации водных объектов региональных программ. В частности, не учитывается степень загрязнения, класс качества воды и назначения водного объекта. Это привело к тому, что ни на одном водном объекте в стране с наихудшим пятым классом качества воды реабилитация не проводилась, а из 78 прошедших реабилитацию водоемов только семь отнесены к питьевым источникам. Еще снижает эффект от проводимых работ и отсутствие межведомственной координации. Реабилитационные мероприятия по очистке водных объектов должны проводиться одновременно с модернизацией очистных сооружений и снижением объемов сбросов в водоемы. Однако на практике, как правило, происходит по-другому: указанные мероприятия между собой либо не синхронизированы, либо проводятся не в полном объеме. В результате запланированный экологический эффект не достигается. Более того, в ходе проверки были установлены факты, когда на водном объекте проводилась реабилитация, и в то же самое время надзорные органы выдавали разрешения организациям на сброс, который превышал нормативы допустимых воздействий на экосистему. Это привело к загрязнению водных объектов и снижению экологического и экономического эффектов от проведенных мероприятий по их реабилитации.
Еще один важный фактор, снижающий эффективность реабилитационных мероприятий – отсутствие качественного мониторинга негативного воздействия сбросов на водные объекты, считает СП. Как показал анализ, на начало 2020 г. 1831 очистное сооружение в стране не было оборудовано средствами учета и контроля сточных вод. В автоматизированную информационную систему мониторинга водных объектов поступают неполные и неактуальные данные, что снижает его эффективность. В основном это обусловлено низкой плотностью наблюдательной сети Росгидромета и недостаточным уровнем ее модернизации.
В Минприроды и Росводресурсах с выводами Счетной палаты согласны и готовы учесть их в дальнейшей работе. Присутствующий на Коллегии замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Ястребов сказал: «Формат экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты позволил нам обратить внимание на важность именно стратегических мер, которые должны быть заложены в решение комплекса задач по оздоровлению водных объектов».
Выводы СП никто из поставщиков воды не оспаривает. В частности, то, что итогом реализации десятилетней программы улучшения качества воды стало ухудшение качества воды.