Компания PwC представила результаты 24-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проведенного с января по февраль 2021 г. В этом году в нем приняли участие 5050 руководителей из 100 стран и регионов и показали рекордный оптимизм относительно перспектив глобальной экономики.
Аналитики PwC отмечают, что спустя год после объявления пандемии COVID-19 руководители крупнейших компаний с рекордным оптимизмом смотрят на перспективы восстановления мировой экономики: 76% мировых бизнес-лидеров ожидают, что в 2021 г. темпы экономического роста ускорятся.
Доля руководителей компаний, выразивших уверенность в перспективах роста, выросла: в 2019 г. таких респондентов было 22%, а в 2020-м они составляли уже 42% участников опроса. Таким образом, заключают авторы опроса, доля оптимистически настроенных руководителей оказалась самой высокой с 2012 г., когда этот вопрос был впервые включен в исследование.
Подавляющее число респондентов, позитивно настроенных в отношении роста мировой экономики, оказалось в Северной Америке и Западной Европе — 86 и 76% руководителей из этих стран соответственно прогнозируют ускорение роста мировой экономики в начавшемся году.
«Весьма обнадеживает, что после тяжелого для всех года, люди, отвечающие за принятие инвестиционных решений и наем сотрудников, начали проявлять осторожный оптимизм в отношении начавшегося года. Бизнес-лидеры верят в возобновление роста, и их оптимизму способствует быстрая разработка вакцин и их вывод на рынок во многих регионах мира. Во время пандемии руководители компаний были вынуждены пересматривать и переформулировать свои подходы и методы работы, одновременно стараясь контролировать пошатнувшийся баланс и поддерживать сотрудников, которым пришлось работать в исключительных условиях», — комментирует Боб Мориц, президент международной сети фирм PwC
Возобновление роста выручки
Около 36% опрошенных руководителей компаний заявили, что они «совершенно уверены» в перспективах роста выручки своих организаций в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с 27% таких ответов в 2020 г.
Несмотря на рост такой уверенности в целом по миру отмечается широкий разброс мнений в зависимости от отрасли, что отражает разную степень воздействия пандемии на потребительское поведение. Руководители технологических и телекоммуникационных компаний выражают наиболее высокую степень уверенности — 45 и 43 % соответственно. В то же время руководители компаний сектора транспорта и логистики (29%), гостиничного бизнеса и туристских услуг (27%) наименее уверены в возможности своих компаний увеличить выручку в течение ближайших 12 месяцев.
США опережают Китай по оценкам перспектив для бизнеса
Результаты опроса PwC показывают, что США сохраняют лидерство в рейтинге рынков, на которых руководители компаний рассчитывают обеспечить рост своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев: этому рынку отдают предпочтение 35% респондентов — на семь п.п. больше тех, которые ожидают рост на китайском рынке (28%). В 2020 г. респондентов, предпочитающих рынок США, было лишь на один процентный пункт больше тех, кто выбирал Китай.
На мнение руководителей компаний в США оказывали воздействие новые политические события и существующие противоречия. Ориентируясь на фактор роста, они переносят центр внимания с Китая на Канаду и Мексику: по сравнению с 2020 г. интерес американских руководителей к этим двум странам вырос на 78%. Тем временем, среди руководителей китайских компаний растет интерес к таким крупным рынкам, как США, Германия и Япония — преимущественно на эти страны направлены их планы по экспорту.
Германия, которую выбрали 17 % респондентов, сохраняет за собой третье место в списке регионов с высоким потенциалом для роста бизнеса, а Великобритания после выхода из ЕС поднялась на четвертое место (11%), обойдя Индию (8%). Япония также приближается к верхним строкам рейтинга, став шестой страной, наиболее привлекательной для роста бизнеса, сменив Австралию, занимавшую эту позицию в прошлом году.
Угроза изменения климата — не приоритетная
Доля руководителей, выразивших свою тревогу в связи с глобальным изменением климата, увеличилась с 24% в 2020 г. до 30% в текущем. Это, считают автры исследования, крайне незначительное увеличение на фоне планируемой конференции COP26, которая в этом году пройдет в Глазго (Великобритания). Данный показатель эксперты PwC также рассматривают в контексте растущей озабоченности другими типами угроз.
Изменение климата занимает девятое место среди угроз, которые, по мнению руководителей компаний, создают наиболее серьезный риск для экономического роста. Кроме того, еще 27% респондентов выбрали варианты «совершенно не беспокоит» или «не слишком беспокоит» в ответ на вопрос об угрозе изменения климата. Возможно, это связано с тем, что изменение климата не воспринимается как непосредственная угроза для роста по сравнению с другими проблемами, такими как пандемия, чрезмерное регулирование и киберугрозы.
В то же время 39% опрошенных руководителей считают, что их организациям необходимо активнее «измерять» воздействие на окружающую среду. При этом 43% респондентов полагают, что есть острая необходимость в «раскрытии» данной темы — показатель оказался выше, чем в любой другой области. Это вселяет авторов исследования надежду, поскольку более обширная и качественная информация о воздействии на окружающую среду крайне важна для осуществления перемен, необходимых для перехода к экономике с нулевым балансом выбросов.
Однако в своей работе по управлению стратегическими рисками 60% руководителей пока не учитывают климатические риски, что вызываету аналитиков PwC тревогу, поскольку изменение климата создает все более серьезную физическую угрозу для бизнеса. В разрезе регионов руководители из стран, в большей степени подверженных природным рискам, таких как Индия и Китай, оказались в меньшей степени подготовлены к вызовам, связанным с изменением климата.
В результате пандемии COVID-19 23% руководителей планируют значительное увеличение инвестиций в инициативы в области устойчивого развития, однако почти треть руководителей никаких изменений не планирует.
Растут опасения в связи с киберрисками, налоговой политикой и дезинформацией
Пандемия и кризис в сфере здравоохранения возглавили список угроз для перспектив роста, опередив опасения по поводу чрезмерного регулирования, которое руководители компаний из разных стран мира называли основным риском с 2014 г.
Развитие цифровизации повышает риски, связанные с киберугрозами. К тому же в 2020 г. отмечался значительный рост инцидентов, связанных с нарушением кибербезопасности, в том числе атак программ-вымогателей, и все это привело к резкому повышению озабоченности руководителей компаний в отношении киберугроз: 47 % респондентов поставили эту угрозу на второе место в списке беспокоящих их вопросов, в то время как в 2020 г. их доля составила 33%. Киберугрозы особенно волнуют руководителей компаний в Северной Америке и Западной Европе: в этих регионах участники опроса посчитали данную проблему еще более серьезной, чем пандемия.
Кроме того, растет озабоченность руководителей компаний в отношении распространения дезинформации (28% по сравнению с 16% в 2020 г.), которая оказывала воздействие на выборы, репутацию и на общественное здравоохранение, что еще больше сказывалось на снижении доверия общества к бизнесу в целом.
В 2020 г. опасения относительно неопределенности налоговой политики не вошли в десятку наиболее серьезных проблем, по мнению руководителей компаний: значимость этой темы тогда отметили только 19% опрошенных. В этом году ее важность в глазах руководителей компаний резко выросла, и данная угроза заняла седьмое место (31%). Исследователям PwC чевидно, что руководители компаний с тревогой наблюдают за наращиванием государственного долга, понимая, что это, скорее всего, приведет к росту налогов для бизнеса.
Цифровые инвестиции
Отвечая на вопрос об инвестициях в цифровую трансформацию, почти половина респондентов (49%) рассказала об увеличении расходов на такие проекты на 10% и более. Несмотря на то, что руководителей компаний все больше беспокоит угроза кибератак, это беспокойство не приводит к решительным действиям. Менее половины руководителей компаний, планирующих расширять инвестиции в цифровизацию, намереваются при этом повышать расходы на кибербезопасность и конфиденциальность данных также на десять или более процентов.
В то же время растет число руководителей компаний (36%), планирующих применять автоматизацию и технологии для повышения конкурентоспособности своих трудовых ресурсов: количество респондентов, давших такой ответ, увеличилось по сравнению с 2016 г. более чем в два раза.
Б. Мориц отмечает: «В годовщину начала пандемии мы переживаем переломный момент, когда масштабы вакцинации растут по всему миру. И хотя мы пока не знаем, каким образом будет идти восстановление, уже ясно, что мы не сможем просто вернуться к той точке, в которой находились до пандемии. Чтобы добиться необходимых перемен, руководителям придется мыслить по-новому и постоянно оценивать принимаемые решения и совершаемые действия с учетом их воздействия на все общество. При этом им нужно будет направлять усилия на укрепление доверия и на обеспечение устойчивых результатов для заинтересованных сторон, общества и всей нашей планеты».