Эксперты Промсвязьбанка ожидают прироста цен на одежду и обувь на уровне 20% в 2021 г., что приведет к снижению спроса и выручки в отрасли. От скорости индексации цен на рынке зависит возможность восстановления в 2022 г. к допандемийному уровню. Аналитики ПСБ просчитали два варианта развития событий.
Одежда, обувь и аксессуары в России могут подорожать уже весной. Одна из причин — рост стоимости материалов: с начала этого года цена хлопка увеличилась на 30—35%, а синтетических материалов из нефтепродуктов — на 20%. Помимо этого, у продавцов выросли издержки на логистику и расходы на увеличение фонда оплаты труда. Также на удорожание одежды и обуви может повлиять сокращение импорта недорогих вещей из-за карантинных ограничений в год пандемии (за девять месяцев 2020 г. –36% год к году, по данным НРА), и из-за дефицита контейнеров в Китае, возникшего уже после отмены основных вирусных ограничений. В результате эксперты ПСБ просчитали два варианта развития отрасли в зависимости от того, будет ли индексация резкая или плавная.
«Мы ожидаем, что рост цен в совокупности со снижающейся платежеспособностью населения может привести к снижению спроса в 2021 г. Однако с учетом темпов вакцинации населения и постепенного ослабления ограничений ожидаем плавного восстановления отрасли в 2022 г. В случае нейтрального сценария, то есть плавного повышения цен, мы ожидаем спад в отрасли на 7% в 2021 г. и рост на 31% в 2022 г., что позволит вернуться к уровням 2019 г. Однако при негативном сценарии, то есть резкой индексации из-за удорожания составляющих, это может привести к оттоку клиентов и переориентации на более дешевые аналоги, что усилит спад на рынке одежды и обуви до 20%, а восстановление в 2022 г. не сможет достичь допандемийного уровня», — говорит аналитик Промсвязьбанка Людмила Теличко.