Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и АС&М рассчитали Индекс Цифрового Застрахованного по итогам 2-го полугодия 2020 г. По сравнению с 1-м полугодием прошлого года Индекс вырос на 1 п.п. — с 43% до 44%.
В информации ВСС говорится, что Индекс Цифрового Застрахованного на уровне 44% говорит о довольно высокой степени доступности цифровых страховых сервисов и доверии к ним населения, а также о дальнейшем потенциале цифровизации отрасли.
Индекс был запущен в ноябре 2020 г. и стал первым аналитическим показателем в России, оценивающим уровень цифровизации продуктов и услуг страховых компаний для клиентов-физических лиц.
Цель исследования — показать успехи крупнейших страховых компаний на пути цифровой трансформации. Индекс Цифрового Застрахованного рассчитывается на основе трех групп параметров, исследующих взаимодействие страховых компаний с розничными клиентами в цифровой среде. Компоненты индекса включают в себя данные страховых компаний, позволяющие оценить степень цифровизации их услуг. Кроме того, в рамках исследования проводится социологический опрос потребителей, позволяющий оценить качество клиентского опыта в цифровых каналах продаж и готовность населения к полному переходу в онлайн.
Во 2-м полугодии 2020 г. Индекс показывает развитие цифровизации страховой отрасли. Продолжает увеличиваться доля договоров, заключаемых в электронном виде, — у компаний-лидеров цифровизации достигает 90%, в целом по рынку — почти 50%. Пользователей сервисов удаленного урегулирования становится больше — в 2020 г. примерно каждый шестой убыток заявлялся или урегулировался удаленно.
Пандемия и локдаун стали драйверами роста использования цифровых сервисов, в том числе, в страховании. Большинство россиян — 83% — стали чаще пользоваться страховыми онлайн-сервисами на фоне пандемии.
Основные выводы исследования, на основании которых был посчитан Индекс:
- Более 60% респондентов осведомлены о цифровых услугах в области страхования (исключение — онлайн урегулирование, с которым знакомы примерно 50%).
- Существенно увеличивается доверие со стороны целевой аудитории к цифровым страховым услугам и готовность целиком перейти на обслуживание онлайн. Все параметры группы Digital Perception (доверие цифровым услугам СК, удовлетворенность от использования цифровых услуг в страховании и готовность перейти на онлайн-обслуживание) выросли по сравнение с 1-м полугодием 2020 г. на 5 п.п.: с 75 до 80%, с 80 до 85% и с 73 до 78% соответственно.
- При этом доля тех, кто пользуется цифровыми услугами на практике — значительно меньше. Самый большой «разрыв» между осведомленностью о возможности и практическим использованием этой возможности наблюдается в области онлайн-заявлений о страховых случаях и урегулирования страховых случаев.
- По результатам опроса, цифровыми страховыми услугами за последние 12 месяцев воспользовались 74% респондентов от общего числа потребителей, которые воспользовались страховыми услугами за последние 12 месяцев.
- Самые востребованные страховые онлайн-сервисы — покупка нового полиса и продление договора страхования (пользовались 51% опрошенных). Менее востребованные — урегулирование онлайн без визита в офис и заявление о страховом случае (использовали 29 и 25% опрошенных соответственно).
Президент ВСС Игорь Юргенс комментирует: «Результаты потребительского опроса показывают, что пандемия в совокупности с усилиями страховых компаний стала мощным драйвером цифровизации в сфере онлайн-страхования. Абсолютное большинство россиян стали чаще использовать страховые онлайн-сервисы, а количество клиентов, выражающих готовность полностью перейти на цифровой формат взаимодействия со страховой компанией, существенно увеличилось. Это стало во многом следствием общего позитивного опыта дистанционного обслуживания и покупок, который приобрели потребители за время пандемии. Мы уже находимся на уровне, когда недоверие онлайн-услугам проявляют только один из десяти или даже один из двадцати респондентов — убежденные цифровые нигилисты и представители старшего поколения».