Сбер сообщает, что в преддверии XXIV Петербургского международного экономического форума объявлены результаты крупнейшего в мире исследования предпринимательской активности «Глобальный мониторинг предпринимательства — 2020/2021» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Один из результатов — в заголовке.
В России на протяжении 15 лет названный проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, в том числе с 2018 г. — при финансовой поддержке Сбера.
Как отмечено в национальном отчете, в 2020 г. индекс ранней предпринимательской активности в России (характеризует долю взрослого трудоспособного населения, вовлеченного в создание бизнеса или являющегося владельцами бизнесов, существующих менее трех с половиной лет) составил 8,5%. Это на 9% меньше, чем по итогам 2019 г. Впрочем, говорится в отчете, с сокращением уровня предпринимательской активности в 2020 г. столкнулись 60% стран, в первую очередь с высоким уровнем дохода.
По показателю ранней предпринимательской активности в 2020 г. Россия опередила Италию (1,9%), Польшу (3,1%) Германию (4,8%), Испанию (5,2%), Австрию (6,2%), Швецию (7,3%), Норвегию (7,6%) и Великобританию (7,8%). В 2020 г. разрыв между значением этого индекса в России и средним по Европе был незначителен, до 2016 г. отставание было более существенным.
Доля тех, кто владеет бизнесом, существующим более трех с половиной лет, составила 4,7% взрослого трудоспособного населения. Это меньше, чем годом ранее, когда было зарегистрировано самое высокое значение данного показателя за период проведения исследования (5,3%).
Число россиян, предпринимавших усилия по созданию бизнеса, в 1,8 раза превысило число тех, кто закрыл бизнес. Таким образом, заключают авторы исследования, несмотря на пандемию, расширение предпринимательского сектора продолжилось.
Среди предпринимателей, закрывших бизнес в 2020 г., 29% в качестве причины закрытия указали пандемию коронавируса. В последние годы сокращается количество бизнесов, закрытых по причине недоступности финансирования. В 2020 г. эту причину указали 6,2% российских респондентов (средний по миру показатель — 9,8%).
Открытие собственного дела рассматривается частью жителей страны как возможность большего заработка или реализации собственных идей. Другие принимают это решение вынужденно, не видя иных возможностей для заработка. Ранние предприниматели мотивированы в первую очередь необходимостью обеспечения дохода (72%, среднее значение — 59%). Такие мотивы, как продолжение семейной традиции (16%) и желание изменить мир к лучшему (24%), в России менее популярны, чем в других странах (30 и 43% соответственно). Наблюдаются различия в мотивации мужчин и женщин: в России женщины на 10% чаще мужчин указывают в качестве мотива необходимость обеспечения дохода.
Число респондентов, заявивших, что планируют открыть бизнес в ближайшие три года, составило 11%. Это меньше, чем в 2019 г., но существенно выше значений 2010 — 2018 гг., что, по мнению авторов национального отчета, может частично объясняться ростом привлекательности предпринимательской деятельности. В 2020 г. 75% респондентов указали, что считают карьеру предпринимателя привлекательной, а 73% согласились с тем, что предприниматель имеет высокий статус в обществе. Оценка статуса предпринимателя улучшилась за последние годы — это может быть связано и с тем, что СМИ чаще стали писать об историях успеха, говорится в исследовании.
Несмотря на положительные тренды, Россия занимает одну из самых низких позиций в глобальном рейтинге GEM по оценке людьми собственных знаний и опыта для открытия нового бизнеса: лишь 36% указали, что у них достаточно знаний для открытия и ведения собственного дела.
Дальнейшее увеличение числа тех, кто планирует создать свой бизнес, может быть связано с улучшением оценки условий для создания бизнеса в регионе проживания, полагают исследователи. Только треть респондентов посчитала условия привлекательными. Хотя это на 10% выше показателя предшествовавшего года, оценка условий является одной из худших среди стран-участниц: более низкие значения зарегистрированы только в Иране (13,3%), Испании (16,4%), на Кипре (21,1%), в Израиле (25%), Великобритании (27,3%), Греции (27,9%) и Австрии (31,2%).
Пандемия коронавируса повлияла на оценку возможностей для создания бизнеса. 56% как ранних, так и устоявшихся предпринимателей в России согласны с тем, что возможностей для роста стало меньше. 21% ранних и 18% устоявшихся предпринимателей признали, что пандемия создала новые возможности для развития бизнеса. В большинстве стран — участниц проекта возможности чаще видят ранние предприниматели. Среди тех, кто предпринимает активные попытки по созданию бизнеса, 55% заявили, что пандемия привела к задержкам в операционной деятельности.
В 2020 г. в репрезентативном опросе «Глобального мониторинга предпринимательства» приняли участие две тысячи представителей взрослого трудоспособного населения России, информирует Сбер.