В очередном выпуске мониторинга «Сюжеты внешней торговли» Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Специальный сюжет» посвятил влиянию пандемии коронавируса на торговлю услугами. Обобщающий вывод, к которому пришли авторы мониторинга, — в заголовке.
Широко известно, напоминают эксперты ЦМАКП, что международная торговля услугами (прежде всего, в части туризма) оказалась одной из самых пострадавших сфер из-за пандемии коронавируса. Так, по предварительным данным ВТО за 2020 г., мировая торговля услугами упала на 20% по отношению к 2019 г. (причем поездки — более чем на 60%), тогда как торговля товарами сократилась лишь на 7%.
В то же время, авторы мониторинга отмечают, что международная торговля услугами, за исключением транспорта и поездок, сократилась даже в меньшей степени, чем торговля товарами — всего на 2%.Таким образом, заключают они, структура экспорта и импорта услуг каждой страны критически влияет на ее устойчивость к кризисам такого рода. В специальном сюжете сопоставляется динамика экспорта и импорта услуг по 46 странам.
Динамика внешней торговли услугами в странах мира
Аналитики ЦМАКП отмечают, что не все страны проиграли от пандемии коронавируса в терминах торговли услугами и даже ВВП. Прежде всего, на общем фоне выделяется Ирландия, которой удалось добиться роста ВВП на 3,4% в 2020 г. за счет увеличения внешней торговли. Прирост чистого экспорта услуг Ирландии был феноменальным — он составил 52 млрд долл. США, что составляет 13% ВВП этой страны по состоянию на 2019 г.
В число стран, не пострадавших от резкого сжатия торговли услугами, также вошли Норвегия, Саудовская Аравия, Израиль, Россия, Китай, Бразилия и ряд развитых стран — в большинстве случаев основным фактором стало существенное снижение числа туристических поездок за границу и, в меньшей степени, сокращение спроса на транспортные услуги. В случае с Россией указанные факторы смягчили падение ВВП в 2020 г. более чем на 1 п.п.
И, напротив, наиболее пострадавшими от падения торговли услугами в условиях пандемии странами стали Греция, Эстония, Исландия, Португалия, Коста-Рика, Турция и ряд других стран — в подавляющем большинстве случаев причиной стал резкий спад въездного туризма.
Авторы анализа констатируют, что большинство стран ЕС, за исключением юга Европы (Испании, Италии, Португалии, Греции), относительно слабо пострадали из-за международной торговли услугами. Это объясняется, во-первых, высокой диверсификацией торговли (разнообразием услуг, не связанных с туристическими поездками или транспортом — например, финансовых и деловых услуг), а во-вторых, значительной долей торговли внутри интеграционного объединения (ЕС), что помогло сгладить возникшие из-за пандемии барьеры для торговли.
Восстанавливается ли торговля услугами в России?
Эксперты ЦМАКП также напоминают, что в начале пандемии многие международные организации давали катастрофические прогнозы динамики мировой торговли на 2020 г.: например, ВТО в апреле 2020 г. прогнозировала падение международной торговли товарами на 13—31%, чего в итоге не произошло — мировая торговля снизилась менее чем на 8% за счет того, что сразу после резкого падения началось ее восстановление. При этом мировая торговля услугами упала на 20% и не восстановилась в течение всего года. В России отмечались те же закономерности — если внешняя торговля товарами начала активно увеличиваться уже летом 2020 г. (и к началу II квартала текущего года достигла докризисного уровня), то торговля услугами все еще очень далека не только от полного восстановления, но и хотя бы от восстановительного роста.
Единственным видом услуг, внешняя торговля которым однозначно возросла на фоне пандемии, стали компьютерные услуги, что отражает быстрый рост удаленного взаимодействия во время локдаунов (увеличился как экспорт, так и импорт таких услуг). Кроме того, возрос импорт строительных услуг (даже в период наиболее жестких ограничений строительство почти не останавливалось, а программа льготной ипотеки вкупе с осенним ажиотажем на рынке недвижимости способствовала росту спроса на жилье). Основной спад импорта в 2020 г. пришелся на поездки (выездной туризм), деловые и транспортные услуги; экспорт сократился, прежде всего, по двум категориям услуг — поездкам (въездной туризм) и транспортным услугам.
По оперативным оценочным данным Банка России, в I квартале 2021 г. в России отмечено небольшое восстановление экспорта услуг — прежде всего, в результате роста экспорта транспортных услуг, а также, в меньшей мере, за счет увеличения экспорта ИТ и деловых услуг. Импорт услуг остался на уровне IV квартала 2020 г., поскольку выездной туризм — основной компонент российского импорта услуг — так и не начал восстанавливаться (кроме того, после рекордных объемов 2020 г. снизился импорт строительных услуг). Единственным активно растущим сегментом импорта услуг стали деловые услуги; импорт транспортных услуг увеличился незначительно.
Таким образом, заключают аналитики ЦМАКП, внешняя торговля услугами в России проявляет лишь робкие признаки восстановления, несмотря на то, что границы ряда стран иногда открываются для туризма. Они считают, что экспорт услуг имеет потенциал роста за счет транспортных услуг, тогда как импорт может восстановиться только после снятия ограничений на перемещения.
Динамика мировой торговли услугами и товарами в стоимостном выражении, 2020 / 2019, %
Показатель |
Значение |
Транспорт |
–18,8 |
Поездки |
–63,2 |
Прочие услуги |
–2,3 |
Услуги, всего |
–19,7 |
Товары, всего |
–7,4 |
Источник: расчеты ЦМАКП по данным ВТО