По данным 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в мае 2021 г. было выдано 86,5 тыс. автокредитов, что на 19,1% меньше по сравнению с рекордным предыдущим месяцем (в апреле 2021 г. — 107,0 тыс. единиц).
Вместе с тем, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в мае 2021 г. количество выданных автокредитов выросло на 101,5% (в мае 2020 г. — 42,9 тыс. ед.). Столь существенный рост выдачи автокредитов эксперты НБКИ связывают исключительно с последствиями карантинных мероприятий весны прошлого года, когда выдача кредитов на покупку автомобилей упала наиболее сильно.
В свою очередь объем рынка новых легковых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в мае 2021 г. сократился на 25,8% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 126,0 тыс. единиц (в апреле 2021 года — 169,7 тыс. единиц). Если же сравнивать майский показатель с результатом годичной давности, то рынок увеличился на 104,3% (в мае 2020 г. — 61,7 тыс. единиц).
Средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в мае 2021 г. составил 682 балла (минимальное значение — 300, максимальное — 850 баллов).
Наибольшее количество автокредитов в регионах РФ в мае 2021 г. было выдано в Москве (7,6 тыс. единиц), Московской области (5,6 тыс.), Санкт-Петербурге (5,1 тыс.), Краснодарском крае (3,9 тыс.) и Республике Татарстан (3,6 тыс.).
Сокращение выдачи автокредитов в мае 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем аналитики НБКИ отмечают практически во всех регионах страны. При этом самую серьезную динамику снижения количества выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида) продемонстрировали Самарская (–36,2%) и Свердловская (–31,6%) области, Республика Татарстан (–29,2%), а также Пермский край (–28,4%) и Саратовская область (–27,5%). В Москве и Санкт-Петербурге выдача автокредитов в мае по сравнению с апрелем сократилась на 15,6 и 19,7% соответственно.
«Рекордное количество выданных автокредитов в апреле сменилось почти двадцатипроцентным падением в мае. Общему снижению спроса на автокредиты в немалой степени способствовало отсутствие продаж по госпрограммам льготного автокредитования. При этом интерес к покупке автомобиля в кредит со стороны граждан с высокими значениями Персонального кредитного рейтинга по-прежнему сохраняется», — отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
«И авторынок, и автокредитование в мае синхронно показали рост. При этом в сравнении с маем 2020-го взрывной рост во многом объясняется эффектом низкой базы. Напомним, что год назад еще действовали ограничения на работу автодилеров, введенные вследствие развития пандемии коронавируса. А вот майское падение продаж в сравнении с показателями апреля традиционно происходит на фоне снижения покупательской активности, что связано с большим количеством праздничных дней и начавшимся сезоном отпусков, которые приходятся на последний месяц весны», — добавляет исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.