В отличие от Росстата и ЦМАКП, подсчеты которых показали прирост промышленного производства в мае к предшествовавшему месяцу с поправкой на сезонный и календарный факторы, ученые Института «Центр развития» НИУ ВШЭ зафиксировали его незначительное снижение.
Вычленяя в очередном оперативном докладе текущие тенденции динамики интенсивности промышленного производства (сезонно скорректированного индекса среднесуточного выпуска), ученые ЦР НИУ ВШЭ отмечают, что с июля 2020 г. по январь 2021 г. она находилась в стадии восстановительного подъема (со среднемесячным приростом на 1,4%) после спада, обусловленного «коронавирусным» локдауном марта 2020 г. После этого с февраля по май 2021 г. наблюдается фаза весьма умеренного неустойчивого подъема (со среднемесячным темпом прироста на 0,15%).
Напомним, что свои наблюдения в данном исследовании ЦР ведет относительно предыдущего месяца, декабря предыдущего года и января 2013 г.
В мае 2021 г. значение индекса интенсивности промышленного производства по отношению к предыдущему месяцу, по оценке авторов доклада, составило 99,97% (по данным Росстата — 101,1%, по оценке ЦМАКП — 100,1%). При этом они напоминают, что май, как и январь, из-за обилия выходных и праздничных дней создают проблему для адекватного выявления влияния на динамику производства календарного фактора, поскольку многие предприятия с непрерывным характером производства в такие дни работают. Поэтому, признают аналитики ЦР, оценки индекса интенсивности промышленного производства за май носят приближенный характер.
Индекс интенсивности добычи полезных ископаемых в мае 2021 г. относительно предыдущего месяца увеличился на 1,1% — благодаря возрастанию интенсивности добычи нефти на 1,2% вследствие смягчения ограничений в рамках ОПЕК+. Интенсивность обрабатывающих производств в рассматриваемом периоде уменьшилась на 1,3%, в первую очередь из-за снижения ее индекса у производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; изготовления компьютеров, электронных и оптических изделий; производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава.
Значение индекса промышленного производства в мае 2021 г. относительно декабря 2020 г. составило 101,6%. Позитивная динамика была обусловлена в существенной степени суровой зимой и холодной весной 2021 г., что вызвало дополнительную потребность в энергии и топливе. Индекс интенсивности добычи полезных ископаемых в рассматриваемом периоде возрос на 5,7% (у добычи угля — на 4,8%, добычи сырой нефти и нефтяного попутного газа — на 6,1%, добычи природного газа и газового конденсата — на 7,6%), обеспечения электрической энергией, газом и паром — на 3,4%. При этом, отмечают аналитики ЦР, интенсивность обрабатывающих производств в рассматриваемом периоде уменьшилась на 2,3% прежде всего из-за падения спроса на продукцию металлургии и ряда машиностроительных отраслей.
В мае 2021 г. индекс интенсивности промышленного производства в целом относительно января 2013 года увеличился на 14,4%. Интенсивность добычи полезных ископаемых возросла на 13,6%; обрабатывающих производств — на 16,4%; обеспечения электрической энергией, газом и паром — на 8,3%; водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — на 11,3%. За период с января 2013 г. по май 2021 г. в наибольшей степени возросла интенсивность сбора, обработки и утилизации отходов, обработки вторичного сырья (в 2,3 раза); предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых (в 2,1 раза); производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (на 97,6%); производства мебели (на 82,3%). В то же время весьма ощутимо снизилась интенсивность предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, — на 40,8%; производства табачных изделий — на 28,1%; производства кожи и изделий из кожи — на 27,6%; сбора и обработки сточных вод — на 26,7%; ремонта и монтажа машин и оборудования — на 23,3%.
По состоянию на май 2021 г. непрерывный рост интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд имел место в следующих видах экономической деятельности:
–добыча и обогащение железных руд (пять месяцев),
–производство кокса и нефтепродуктов (пять месяцев).
Непрерывное снижение интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд ученые ЦР НИУ ВШЭ наблюдали в следующих видах экономической деятельности:
–производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (пять месяцев — после взрывного роста в ноябре и декабре 2020 г.);
–металлургическое производство (пять месяцев);
–производство компьютеров, электронных и оптических изделий (пять месяцев).