Главными темами ежегодного опроса PwC членов советов директоров российских компаний стали адаптация к кризисным условиям, вызванным пандемией COVID-19, а также изменения в текущих приоритетах и практиках советов директоров, которые позволяют понять, как может выглядеть «совет директоров будущего».
Портрет члена « совета директоров будущего» по итогам опроса PwC написался следующий:
- разбирается в инновациях и новых технологиях;
- визионер;
- понимает сложность управления современной компанией с фокусом на ESG;
- мотивирован делиться своими знаниями и опытом;
- ценит разнообразие бизнес-опыта и навыков;
- продвигает культуру и ценности компании.
Большинство директоров оценивают улучшение качества работы советов директоров в последние годы, при этом 91% из них согласны, что роль «советов директоров будущего» изменится. 47% респондентов PwC считают, что советы директоров будут играть важную роль в формировании и поддержании культуры и ценностей компании, 42% указывают на движение СД от надзорной функции и анализа прошлых результатов к визионерской роли, также 42% полагают, что члены совета будут больше взаимодействовать с заинтересованными сторонами (инвесторами, сотрудниками, общественностью).
В связи с кризисом СOVID-19 74% сообщают, что основной антикризисной мерой компаний стало сокращение и/или перенос инвестиций на более поздний срок, 48% видят оптимизацию персонала в качестве антикризисного приоритета, 93% считают, что есть вопросы, по которым советам директоров уместно напрямую общаться с инвесторами, 39% говорят о большем взаимодействии с менеджментом в связи с кризисом.
Неопределенность регуляторного воздействия климатических инициатив в России и Европе и уже принятые меры компаниями в сфере изменений климата и устойчивого развития привели к тому, что с одной стороны, опрошенные директора считают, что понимают факторы и риски ESG (экологии, социальной ответственности и корпоративного управления) , а текущая стратегия их учитывает. С другой, значительно меньше половины директоров видят связь этих факторов с финансовыми последствиями для компаний. Однако очевидно, что по мере необходимости реагировать и адаптировать бизнес к регуляторным изменениям в сфере климата «советы директоров будущего» будут уделять значительно больше времени ESG факторам.
Сегодня 60% директоров понимают влияние ESG факторов на компанию, 38% видят последствия этих факторов на финансовые результаты, 49% говорят об учете ESG факторов в стратегии компании.
Российские директора, в своем большинстве, поддерживают ценность разнообразия для советов и компаний. Однако опрос показывает экспертам PwC, что, в первую очередь, директора имеют в виду разнообразие бизнес опыта. Когда речь заходит про разнообразие личностных характеристик (гендер/возраст/национальность/раса) — этот тип разнообразия не находит значительной поддержки. Более того, все еще существует убежденность, что этот фокус — дань политической корректности. По мере постепенной диверсификации состава совета директоров будет меняться и понимание этих проблем «советами директоров будущего».
Согласно сследованию PwC, 89% директоров согласны, что разнообразие на уровне советов директоров создает уникальные возможности, 33% видят ценность разнообразия личностных характеристик (возрастное, гендерное, расовое и этническое разнообразие) для совета директоров, 95% видят ценность разнообразных бизнес-опыта и компетенций для совета директоров, 28% оценивают отлично работу по подбору персонала и развитию перспективного управляющего персонала с учетом принципов социокультурного разнообразия, 70% считают, что инициативы относительно разнообразия в совете директоров продиктованы политкорректностью.
Говоря про текущие составы советов, опрошенные директора видят необходимость проводить изменения. В конечном итоге, кризис — это не только вызов, а также и возможность для эволюции совета директоров, которые помогут провести компании через сложности текущего кризиса и адаптировать ее к будущему.
58% респондентов PwC хотели бы поменять как минимум одного члена совета директоров их компании.