Согласно проведённому исследованию аналитического центра международной сети автосервисов FIT SERVICE средний чек клиента за первое полугодие 2021 г. составил 8 282 руб., что на 14% выше аналогичного периода 2020 г. (7 125 руб.). Самый высокий рост показали автомобили в возрасте 6-9 и 10-14 лет — за год средний чек на обслуживание этих авто вырос на 14-15%.
Причина в том, что возраст эксплуатируемых автомобилей продолжает расти, что логично приводит к большим финансовым затратам на их ремонт. По мнению экспертов, рост расходов на обслуживание автомобиля связан с разными аспектами: удорожание услуг и запчастей, изменение курса валют и инфляция. Ну и одна из главных причин — увеличение среднего пробега автомобиля.
2020 г. был рекордным в этом плане, средний пробег автомобиля в России составил 14 611 км, но в первом полугодии 2021 уже зафиксирован рост на 32% по сравнению с прошлым годом. «Такой высокий процент роста из-за того, что в прошлом году был локдаун, но даже по сравнению с 2019 г., идёт рост на 17%. По нашим прогнозам, сохранится положительная динамика и средний пробег составит 15 488 км, а это на 6% больше, чем в 2020 г.», — говорит директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE, Данил Соловьев.
Рост пробега личных автомобилей связан с коронавирусными ограничениями, невозможность путешествий заграницу побудили россиян путешествовать внутри страны. К тому же, использование личного автомобиля в разы безопасней общественного транспорта, а значит снижается риск заболеть коронавирусом. Совокупность всех этих и других факторов привела к серьёзному увеличению пробега, а значит увеличилась потребность в частом обслуживании и ремонте автомобиля.
Смена лидеров в марках автомобилей
Lada остаётся основным брендом на российском авторынке. Более четверти движущегося парка страны приходится на автомобили этой марки. При этом доля Lada в движущемся автопарке неуклонно снижается. Темпы сокращения автомобилей этой марки превышают темпы пополнения за счёт вновь проданных авто.
В 2020 г. уменьшились парки таких марок из топ-10, как: Toyota, Nissan, Mitsubishi, а также Ford и Chevrolet, которые прекратили свое присутствие в России. Таким образом, 6 из 10 самых крупных автопарков уменьшились в объёмах. Автопарки Kia и Hyundai, Renault и Volkswagen, наоборот, выросли. И, если текущие тенденции сохранятся, Kia сможет занять второе место в российском автопарке уже в 2025-2026 гг. Уже по итогам 2021 г. Skoda войдет в топ-10 крупнейших парков РФ и вытеснит оттуда Mitsubishi.
Отрасль столкнулась с кадровым кризисом
Согласно проведённому опросу собственников независимых автосервисов, более 80% из них столкнулись с критической нехваткой специалистов. Большинство из них нуждается в механиках, т.е. в непосредственных исполнителях ремонтных работ. При этом, судя по динамике количества резюме, ситуация с кадрами не улучшается и более того, происходит отток количества потенциальных сотрудников. Спрос же на кадры резко вырос из-за того, что в 2020 г. в этот же период был карантин.
За первое полугодие 2021 г. количество вакансий в автобизнесе показало рост в 159%, при том, что количество резюме снизилось на 10%, а примерно 18% автомехаников вовсе сменили сферу деятельности. «Можно провести сравнение, если в декабре прошлого года, в среднем на одну вакансию было 3 кандидата, то сейчас на 1 вакансию приходится 1 кандидат. При этом в среднем по рынку труда в России, этот индекс равен 4 кандидатам на 1 резюме», — говорит HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьева.
Россия не единственная страна, где столкнулись с проблемой кадрового дефицита. Аналогичная ситуация сложилась в США, Китае и Германии. «На рынке дефицит технических специалистов, который через 3-5 лет грозит отрасли кадровой ямой», — подтверждает С. Соловьева. Дело в том, что выпускники специализированных учебных заведений изучают, в основном, теорию.
В итоге ребята, которые отучились 3–4 года, не знают, как поменять масло на современном автомобиле. Только 2–4% выпускников имеют практические навыки и могут что-то сделать. Более того, по мнению экспертов в ближайшие 5-7 лет независимые СТО по всему миру столкнутся с проблемой найма программистов для ремонта и обслуживания автомобилей с системами автономного вождения и, к сожалению, сейчас пока мало кто об этом задумывается.