Минпромторг заявил о предстоящем сезонном росте цен на одежду и обувь, но пообещал, что он будет в рамках среднего ежегодного коридора. Озвучить свои прогнозы и рассказать о тенденциях развития фэшн-индустрии «ЭЖ» попросила участников рынка и экспертов.
«В первую очередь необходимо отметить, что повышение стоимости на одежду и обувь в сезон – ежегодный процесс в рознице, и, по оценкам Минпромторга, в этом году он останется в границах среднего ежегодного коридора», – говорится в сообщении ведомства от 22 июля. При этом чиновники обратили внимание, что увеличение цен, которое происходит в первый месяц сезона, в дальнейшем значительно нивелируется скидками и распродажами.
Помимо сезонных факторов рост цен на одежду и обувь в промышленно-торговом ведомстве связывают с повышением цен на перевозку из Китая и увеличением стоимости сырья для производства одежды (как полиэфирного волокна, так и хлопка, и вискозы) на мировых рынках. Основной импорт одежды идет из Юго-Восточной Азии, фрахт по сравнению с прошлым годом увеличился почти в 5 раз, что было связано с разрывом мировых логистических цепочек в период коронавирусного локдауна и некоторыми последствиями инцидента с сухогрузом Эвергрин.
Что касается отечественных производителей, то существенного роста стоимости производства одежды в Минпромторге не предполагают, увеличение может составить 3-5%, что также частично связано с удорожанием фрахта по доставке ткани и фурнитуры из Юго-Восточной Азии и ростом коммунальных платежей. Но при этом у отечественных швейников есть возможности для замещения импортной продукции собственными товарами, особенно в курточно-плащевом сегменте, подчеркивают в министерстве.
Мода идет на поводу у экономики
По словам Марии Виноградовой, проектного менеджера Freedom International Group (бренд NRK87.), пандемия внесла свои коррективы в жизнь ритейла: офлайн-магазины перешли в онлайн из-за отсутствия возможности платить дорогую аренду помещений. Продажи у арендаторов упали на 30–80%, многие перестали платить арендную плату, а некоторые вынуждены сокращать персонал.
Рекордное падение посещаемости торговых центров составило около 30% (Москва и Санкт-Петербург лидирует в этом списке, достигнув 31% и 38% соответственно). Ограничительные меры, снижение покупательской способности и даже аномальная жара повлияли на ситуацию внутри рынка. 2020 г. – год локдаунов и пандемии – стал для магазинов одежды очень тяжелым: выручка в отрасли за 12 месяцев сократилась на 25-30%.
«Осенью ожидается повышение цен в рознице — по некоторым оценкам, на 10-15%. Это обусловлено увеличением стоимости цен на закупочные ткани, фурнитуру, а также транспортных расходов», – сообщила «ЭЖ» М. Виноградова. Она обратила внимание, что потребительское поведение покупателей также претерпело изменения: из-за потери части заработков или вообще источника дохода люди стали тщательнее планировать свои покупки.
Одежда и обувь перестали быть первостепенными потребностями. Вещевой гардероб после пандемии также поменялся. Все большим спросом пользуется комфортные и базовые элементы одежды, легко комбинируемые между собой, а также вещи из натуральных тканей, более качественные и износостойкие. По данным Freedom International Group, продажи толстовок в 2020 г. выросли на 80%, футболок – на 100%, домашних халатов – на 110%, худи – на 140%, а пижам – на 154%.
Практичный подход к покупкам одежды и обуви прослеживается как среди потребителей масс-маркета, так и люксового сегмента. Несмотря на то, что ритейлеры не уменьшают количество новых коллекций, покупатели, пересматривая потребительскую корзину, выбирают вещи не на сезон, а на долгие годы.
«Для многих из них сейчас важно создавать универсальный и носибельный гардероб на все случаи жизни, при этом увеличивая не количество вещей, а их комбинаций. Поэтому имеет смысл покупать вещи на сезон осень-зима сейчас, когда магазины предлагают большие скидки», – подчеркнула М. Виноградова. В августе вещи из новых коллекций уже будут значительно дороже.
Об изменениях в запросах россиян говорили все опрошенные «ЭЖ» участники рынка. «Многие стали экономить на одежде. Так, аналитики сервиса сравнения цен и товаров Price.ru (холдинг S8 Capital) отмечают уверенный интерес россиян к масс-маркету с начала этого года. Спрос на покупку недорогой одежды в интернете увеличился на 30% с января 2021 г. относительно первого полугодия 2020 г.», – сообщила Елена Суховей, генеральный директор сервиса для выгодного шопинга Price.ru.
Аналитики Price.ru также отмечают резкий интерес к товарам иностранных производителей. К примеру, количество запросов на одежду из Беларуси увеличилось на 15%.
Эхо введения маркировки
В компании «СКАН СИТИ» напомнили ещё об одном факторе роста цен. Год назад в России была введена обязательная маркировка обуви и полгода – товаров лёгкой промышленности. Она заставила все звенья цепочки поставок приобрести дополнительное оборудование и ПО, а в некоторых случаях и расширить штат.
Какое-то время повышение цен сдерживалось из-за падения спроса по причине ковидных ограничений и падения доходов, а также благодаря требованиям властей не допускать подорожания, но бесконечно это продолжаться не могло. «Вынужденные вложения в обязательную маркировку производителей, импортёров, дистрибуторов и ритейлеров неминуемо должны были где-то «сыграть», и стоит ли удивляться, что заложение их в отпускные цены явилось самым простым решением», – рассказал «ЭЖ» представитель «СКАН СИТИ».
«Учитывая общее снижение спроса на одежду из-за падения реальных располагаемых доходов населения в России, средний рост по категории «одежда» не должен выйти за пределы 10%. Тем более, что с начала года рост цен уже составил более 20%», – сообщил «ЭЖ» к.э.н., доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников. Он обратил внимание, что несмотря на отсылки к росту цен на сырьё, готовая одежда от последних зависит несущественно.
Обычно на сырьё приходится от 10 до 30% себестоимости, и ещё от 5 до 25% приходится на логистику. Конечно, чем ниже ценовая категория товара, тем больше приходится на сырьё и логистику. Остальное – это аренда, кредиты, труд, налоги, таможенные пошлины, наценка. Многие из этих затрат носят фиксированный характер. Поэтому часто на рынках одежды при падении спроса их приходится компенсировать повышением цен, устраивая впоследствии пост-сезонные распродажи, что для стороннего наблюдателя может выглядеть не совсем логично.
Эксперты ожидают, что предстоящей осенью сильнее всего подорожает недорогая одежда. К сожалению, цены на контейнеры из Китая хоть и снизились по сравнению с началом года, но остались выше уровня 2019 г. «При этом цены на хлопок ввиду перспектив не самого хорошего урожая уже подросли почти до пиков конца 2020. Поэтому можно ожидать, что одежда низкого ценового сегмента должна подорожать больше остальных. Возможно, положение спасёт интернет-торговля, куда окончательно перейдут «низкобюджетные» покупатели», – пояснил С. Черников.
Говоря о будущем рынка, эксперты не сомневаются, что люди вернутся к покупкам, как только наступит возможность покупать. Всё-таки шопинг – это не только закрытие основных потребностей в одежде, но и идентификация своего образа и личности.
Но рынок продолжит трансформацию – на смену тенденции избыточного потребления приходит тенденция потребления «экологичной» моды. «Ещё больше брендов начнут эксплуатировать тему ответственного производства – станут производить одежду из материалов, созданных из переработанных пластика и прочего морского мусора, контролировать производства и условия работы сотрудников», – рассказала М. Виноградова.
По словам эксперта, сегодня всё больше внимания обращено к локальным маркам, их охотно поддерживают покупатели. Бренды в свою очередь выстраивают систему лояльности и повышают уровень сервиса, масштабируются в онлайн-пространстве, не забывая об экологичности.