Проблемы с экспортными поставками в Китай у российских рыбопромышленников возникли в прошлом году. Власти этой страны усилили карантинные меры в связи с пандемией. Предприятия несут немалые потери, ведь на Китай приходится 70% всего объёма импортируемой продукции.
По оценкам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров, остановка экспортных поставок снизит выручку дальневосточных рыбохозяйственных предприятий в 2021 г. на 27%. Ситуация также негативно скажется на социально-экономическом положении в прибрежных регионах Дальнего Востока.
В Минэкономразвития разделяют обеспокоенность участников рынка. Замминистра Владимир Ильичев отметил, что ведомство неоднократно информировало китайскую сторону о возникших сложностях экспортёров и необходимости скорейшего возобновления беспрепятственного пропуска российских товаров через границу с Китаем.
Исторически сложилось так, что большая часть добываемой рыбы отправляется за границу, в Японию и Китай. Там эта продукция пользуется повышенным спросом, что отражается на её стоимости.
Производителям и поставщикам выгоднее экспортировать продукцию за рубеж. Связи с этими странами давно налажены, сотрудничество идёт по предоплате, расчёт ведётся в иностранной валюте. «Насколько мне известно, японские и китайские технологи фактически живут на рыбопромышленных предприятиях Дальнего Востока. Они выбирают для себя продукцию лучшего качества, оставляя нашего, российского, потребителя без нормальной рыбы», – рассказал «ЭЖ» Андрей Белянин, генеральный директор группы компаний «Тамаки».
Когда же экспорт за рубеж прекращается, поставщики начинают снижать цены на внутреннем рынке, чтобы стимулировать спрос. По данным Росрыболовства, с 5 по 11 июля на Дальнем Востоке минтай подешевел на 1,3%, по сравнению с началом года его цена ниже на 2,6%.
Теоретически ограничение экспортных поставок должно положительно отразиться на сегменте переработки. Но пока существенных подвижек в этом направлении нет. События, которые мы наблюдаем, произошли неожиданно и участники рынка оказались к ним не готовы: им совершенно непонятно, куда девать тот огромный объём продукции, который оказался невостребованным.
Разговоры о том, что для снижения зависимости отечественных рыбопромышленников от экспорта нужно развивать сегмент глубокой переработки на территории страны, ведутся давно. В числе основных факторов, которые тормозят развитие сектора, – отсутствие холодильных мощностей и логистические проблемы.
Ещё в 2009 г. обсуждалась программа, которая предусматривала строительство 19 холодильных терминалов по всей стране. «Если бы этот проект был реализован, возможно, сегодня мы не ломали бы голову над тем, что делать с таким количеством рыбной продукции и как поддержать её производителей», – заключил А. Белянин.
В настоящий момент власти также озадачены снижением транспортных расходов. На прошлой неделе стало известно, что для увеличения поставок минтая на внутренний рынок государство будет субсидировать железнодорожные перевозки этой продукции с Дальнего Востока в центральную часть страны (Постановление Правительства от 26.07.2021 №1267).