Опрос, проведённый SberCIB Investment Research во втором квартале текущего года, показал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей. «Индекс Иванова», отражающий текущие потребности и ожидания среднего класса, вырос до -17%. В первом квартале 2021 г. он равнялся -19%, а во втором квартале 2020 г., когда была введена самоизоляция, находился на отметке -31%.
Сейчас, индекс близок к своему среднему значению за 2015-2020 гг. Это, по мнению аналитиков, говорит о постепенном восстановлении потребительской уверенности россиян.
Авторы исследования обратили внимание, что, несмотря на инфляцию, во втором квартале этого года они не увидели активного перехода на более дешёвые товары. В чистом выражении доля респондентов, экономящих на отдыхе и развлечениях, составила 40 и 45% соответственно. Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума – 45%.
56% опрошенных отметили, что у них нет непогашенных банковских кредитов. 31% из тех, кто имеет кредит, сообщили, что тратят на выплаты по нему не более 20% своего месячного дохода.
Средний размер сбережений на домохозяйство в абсолютном выражении вырос на 5% — до 54 тыс. руб. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2 до 7,5%. Доля потребителей, считающих текущую экономическую ситуацию неблагоприятной для формирования сбережений, сократилась до 39%. Во втором квартале 2020 г. она составляла 52%.