Очевидно, что стремительно подходит к концу эпоха легкой и дешевой в добыче нефти. Себестоимость добычи в России продолжает расти четвертый год подряд. Старые, еще советские месторождения истощаются, а новых запасов сравнимого качества обнаружить не удается.
По сравнению с апрелем-июнем прошлого года себестоимость добычи возросла в 2,2 раза. Это объясняется сделкой ОПЕК+. Закрывались скважины на фоне обвала нефтяных цен.
С 2012 г. затраты на одну тонну нефти в рублях выросли почти втрое, а в долларовом выражении на 15%, с 13,5 до 15,6 долл. за баррель. В прошлом году замглавы Минэнерго Павел Сорокин в выше оценивал точку рентабельности российской нефтяной отрасли. В интервью Reuters он говорил, что нижняя граница, при которой нефтяники чувствуют себя комфортно, - это 2100 руб. за баррель. А в январе П. Сорокин объяснял, что себестоимость добычи в России растет из-за падения качества запасов. Из 30 млрд тонн извлекаемых запасов нефти в России, по его оценке, только 36% являются рентабельными в текущих макроэкономических условиях. По данным Роснедр, этого объема хватит на 19 лет добычи.
Идет ухудшение возможностей освоения. П. Сорокин говоил: «Это связано с ростом обводненности, необходимостью строительства дорогостоящих скважин сложной конструкции, низкой проницаемостью и расчлененностью коллекторов, уходом в краевые зоны и пласты с небольшими толщинами».
Также падает качество воспроизводства нефтяных запасов. Новые месторождения, которые ставят на госбаланс с 2014 г., преимущественно мелкие и очень мелкие - средний размер составляет 9-14 млн тонн, что равно объему, который Россия выкачивает из недр за 6-10 дней. За первое полугодие 2021 г. на государственный баланс были помещены 11 новых месторождений углеводородного сырья. Их суммарный объем составил всего 30 млн тонн, что в 9 раз меньше, чем было добыто за тот же период (около 270 млн тонн).
Счетная палата подсчитала, что темпы, с которыми истощаются запасы стратегических и дефицитных природных ресурсов в стране, за последние три года выросли вдвое. Если в 2018 г. новыми открытиями покрывалось 63% добычи, то в 2020 г. эта доля упала до 32%. В мае СП писала, что воспроизводство дефицитных и стратегических ископаемых в стране находится на низком уровне, система управления рисками отсутствует, а управление фондом недр ведется недостаточно эффективно.
При этом за 2018-20 гг. бюджет выделил на поиск и разведку полезных ископаемых 87 млрд руб. Выполнить план не удалось по 20 видам стратегических и дефицитных ресурсов. В их числе - арктическая нефть, золото, серебро, алмазы, уран, хромовые руды, свинец и вольфрам.