Аналитики говорят, что по десятке на старика – совсем не «подачка с барского плеча», а всего лишь расходование неожиданно свалившихся доходов, которые в соответствии с бюджетным правилом должны быть потрачены.
500 млрд –примерно 12% от суммы, которую россияне ежемесячно тратят на покупку товаров и услуг. Это не мало в масштабах российского хозяйства. Эксперты полагают, что разовая раздача таких денег не может не нести в себе проинфляционных эффектов. Тем более, что внутреннее потребление домохозяйств за исключением расходов на зарубежный туризм вышло в положительную область.
То есть, формально поддержка домохозяйствам как бы и не требуется. Но речь идет о предвыборном времени, когда законы экономики меркнут перед политическими амбициями.
Отечественное хозяйство переустроено уже почти так, что любые выплаты потребителям на самом деле можно расценивать как как невозвратные траты.
Инвестициями в экономику считаются вложения в производствоНапример, в то, чтобы еще труб в землю закопать для доставки углеводородов в «общества потребления».
Вложения в отечественных потребителей имеют только политический вес. Платежеспособность домохозяйств не считается серьезным фактором для развития экономики, хотя это прямо не признается.
При таком раскладе уместны и полезны единовременные выплаты. Если бы речь шла о повышении платежеспособности людей, чтобы они больше покупали товаров и услуг и двигали экономику, это была бы совершенно другая экономическая модель, при которой нужно суметь организовать регулярный приток денег в карманы потребителей.
Хотя и тогда тоже пригодились бы разовые взносы в пользу небогатых – чтобы, например, дыры в карманах зашили.
Но все подобные раздумья не отменяют главного – радости пенсионеров, перед которой меркнут любые ворчания.
Финансовые аналитики теперь думают о том, какую ждать реакцию ЦБ - обязан ли банк реагировать на выплаты повышением ставок. Видимо, тут всё зависит от того, уложатся ли эти расходы в рамки бюджетного правила. Если речь идет лишь о расходовании дополнительных ненефтегазовых доходов, то ЦБ не будет обязан повышать ставку.
А если потратят больше, чем получили дополнительных ненефтегазовых доходов – появляется веское основание для повышения цены денег.
Аналитики ждут 15 сентября, когда ожидается публикация проекта бюджета на 2022-24 гг. Тогда станет ясно, покроют ли допдоходы новые расходы.
Нет пока четкого ответа и на главный вопрос – когда деньги дойдут до страждущих.