Произошло это, как отмечают эксперты ЦБ, прежде всего за счет цифровизации процедур выдачи микрокредитов и активности крупных онлайн-компаний.
В информационном материале Банка России «Тенденции микрофинансового рынка во II квартале 2021 г.» говорится, что совокупный портфель МФО вырос на 7% за три месяца, что соответствует средним темпам роста в 2019 г. На конец июня портфель займов МФО составил 286 млрд руб.
Аналитики регулятора отмечают, что сегмент потребительских микрозаймов в основном развивается за счет цифровизации процедур выдачи и активности крупных онлайн-компаний. Так, доля дистанционных займов в портфеле МФО составила 28%. Общее число компаний, имеющих онлайн-каналы выдачи займов, за последний год увеличилось на 40%.
Авторы материала отмечают также то, что сохраняется спрос на заемные средства и со стороны субъектов МСП. Этот сегмент вырос во II квартале на 4%. Несмотря на более высокие темпы роста потребительского сектора, доля заимствований малого и среднего бизнеса в портфеле рынка остается выше 20%.
Интересно, что в представленном днем ранее рейтинговым агентством «Эксперт РА» обзоре рынка МФО данные говорят о существенно более высокой доле онлайн-микрозаймов. Так, среди анкетируемых агентством компаний сегментов IL (среднесрочные микрокредиты) и PDL (микрозаймы «до зарплаты») доля выдач онлайн-микрозаймов за 1-е полугодие 2021 г. составила 74 и 93% соответственно. Правда, как можно заметить, в данном случае речь идет не о всех МФО, а об охваченных анкетированием, а также о всем 1-м полугодии 2021 г., а не о II квартале отдельно. Отметим, что и в данных Национального бюро кредитных историй цифры по дистанционным заявкам солидарнее с показателями «Эксперт РА», но заявка не означает автоматической выдачи, да и охват микрофинансовых организаций НБКИ также ограничен 3 тыс.