От имени СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», объединяющей 75% участников отрасли сбора и переработки макулатуры в России с ежегодными налоговыми отчислениями свыше 25 млрд рублей и численностью занятых свыше 35 000 человек обращаемся к Вам с просьбой поддержать законопроект, направленный на совершенствование РОП как экономического инструмента в соответствии с Концепцией совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Правительством Российской Федерации в декабре 2020 года.
В 2021 году более 100 крупнейших компаний в мире, включая The Coca-Cola Company, PepsiCo, Danone, Mars, Nestlé, Ferrero, Henkel, L'Oréal, Reckitt, Schwarz Group, Tetra Pak, Unilever, Beiersdorf подписали заявление, опубликованное фондом Эллен Макартур, в котором поддерживают внедрение системы расширенной ответственности производителей в отношении упаковки для создания экономики замкнутого цикла и предоставление финансирования, предназначенного для сбора и переработки отходов упаковки. Подписывая заявление, компании взяли на себя обязательства по конструктивному взаимодействию с правительствами и другими заинтересованными лицами, выступая за создание системы расширенной ответственности производителей, и оказанию поддержки в разработке механизмов внедрения и постоянного улучшения системы расширенной ответственности производителей в местных условиях.
При этом в Российской Федерации при рассмотрении вопросов РОП представители некоторых из этих компаний, поддержавших на международном уровне экономические инструменты экономики замкнутого цикла, в лице ассоциаций товаропроизводителей фактически препятствуют внедрению работоспособной системы РОП, демонстрируя таким образом двойные стандарты.
Рассмотрение законопроекта о РОП началось еще в 2011 году, и в конце 2014 года поправки, направленные на внедрение механизма были приняты. Таким образом, процесс обсуждения и внедрения РОП идет в России 10 лет. На каждом этапе этого процесса в обсуждении всегда принимали участие представители товаропроизводителей, при этом зачастую они были основными действующими лицами при разработке законодательства, с их мнением власть считалась больше всего, практически всегда принимая их позицию и договариваясь фактически о постоянной отсрочке во внедрении рабочей системы РОП. При этом эти компании и являются «загрязнителями», которые должны платить в соответствии с понятийным аппаратом механизма РОП. Но каждый переговорный процесс должен выходить на финальную стадию и новый состав правительства под Вашим руководством по поручению Президента Российской Федерации разработал в 2020 году с участием бизнеса фундаментальный документ, определяющий, какой должна быть система РОП в России – Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее – Концепция).
Обсуждение Концепции шло почти год, при этом в ходе заседаний рабочих групп представители ассоциаций товаропроизводителей часто демонстрировали полную некомпетентность в вопросах РОП, искажая факты о мировом опыте применения этого инструмента, манипулируя цифрами и используя другие приемы в стремлении обвинить в проблеме загрязнения окружающей среды кого угодно, только не себя. После утверждения Концепции в декабре 2020 года, споры со стороны бизнеса были прекращены, и возражения сняты.
В соответствии с Концепцией Минприроды России подготовил законопроект, направленный на ее реализацию. Мы, как утилизаторы, согласны не со всеми положениями Концепции, и законопроект соответственно не считаем идеальным, но, как участники рабочей группы по совершенствованию РОП, которые высказывали и аргументировали свои позиции, признаем финальный результат работы, которая была проведена, и считаем, что все споры должны умолкнуть, а все мы должны прилагать усилия, чтобы принятую Концепцию преобразовать в закон. Концепция была поддержана Президентом Российской Федерации, который после ее принятия поручил внедрить до 1 января 2022 года на территории Российской Федерации систему расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Те же, кто по-прежнему не принимает положений разработанного в соответствии с Концепцией законопроекта, лишь демонстрируют свою недоговороспособность.
Представителям 30 бизнес-ассоциаций, которые подписали обращение к заместителю председателя Правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко с просьбой об изменении законопроекта, в ходе обсуждений системы РОП предлагалось вообще не быть ее участниками, в результате переноса ответственности на производителей упаковки. Но бизнес-ассоциации заявили, что они хотят быть ответственными и заниматься этим самостоятельно. Теперь они выступают против большинства своих же инициатив по совершенствованию РОП – супер-реестр производителей, приоритет самостоятельного выполнения и другие. Вызывает замешательство и изменение позиций отдельных федеральных органов исполнительной власти, в частности Минэкономразвития России, которое поддержало принятие Концепции. Оценка регулирующего воздействия, которая была дана Минэкономразвития на законопроект Минприроды в 2021 году, критикует практически каждое положение проекта, а значит, по сути, положения утвержденной Концепции, что вызывает непонимание у всех участников процесса реформирования РОП.
Время обсуждения того, какой должна быть система РОП, и как она должна работать, закончилось с принятием Концепции. По крайней мере, возражения должны были быть высказаны сразу после ее принятия, однако их не было. Споры появились спустя два месяца после появления законопроекта, –накануне выборов в Государственную Думу. Это напоминает тонко спланированную акцию по противодействию принятия ключевых решений в сфере обращения с отходами с основным аргументом – все товары существенно подорожают. При этом данное утверждение абсолютно необоснованно, и неоднократно опровергалось расчетами как федеральных органов власти, так и независимых экспертов. Более того, представители Минсельхоза России и некоторых товаропроизводителей в ходе заседаний рабочей группы по РОП утверждали, что в случае, если не будет переноса ответственности на производителей упаковки, система будет устойчивой и товары не подорожают.
Таким образом и тогда, и сейчас ситуация похожа на шантаж, и используется сейчас перед выборами как рычаг. В мировой практике встречались случаи, когда некоторые товаропроизводители пытались поднять цены на свою продукцию, прикрываясь внедрением механизма РОП и действиями правительств, однако такие действия, как и заявления, тщательно расследуются. В связи с этим просим Вас дать поручение Федеральной антимонопольной службе разобраться с неподтверждаемыми расчетами и утверждениями о существенном подорожании товаров, которые содержатся в обращении 30 бизнес-ассоциаций к заместителю председателя Правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко по вопросу пересмотра положений законопроекта о РОП. Подобные действия направлены лишь на затягивание процесса внедрения рабочей системы РОП в России с попыткой дополнительного извлечения для себя выгоды из ситуации, что в итоге приведет к негативным социальным последствиям.
Переговоры не должны вестись с теми, кто должен войти в «черный список» препятствующих решению национальных проблем в сфере обращения с отходами. За 10 лет никаких договоренностей с ними достигнуто не было, а уже после первоначального внедрения РОП в 2015 году из-за многочисленных мораториев и переходных периодов по повышению нормативов утилизации, внедрению административной ответственности, механизм РОП так и не заработал, а доля выполняющих обязательства остается минимальной. За 5 лет у бизнеса была возможность подготовиться, но у членов ассоциаций товаропроизводителей видимо стоит другая задача – растянуть процесс еще до бесконечности и ничего не делать.
Рассказать о каких-то реальных достижениях эти ассоциации товаропроизводителей не могут. При этом за последние 10 лет утилизаторы отходов бумаги и картона увеличили показатель рециклинга с 40 до 65%, перерабатывая свыше 4,4 млн тонн макулатуры ежегодно. А при условии внедрения правильной модели РОП общий уровень цикличности отходов бумаги и картона вырастет за несколько лет до 90%. Уже сегодня около 75% упаковки из гофрированного картона в России сделано из макулатуры. Каждый должен заниматься своим делом, поэтому спрашивать о том, как повысить уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот, в том числе с использованием РОП, нужно не у товаропроизводителей, занимающихся выпуском товаров, а у утилизаторов, причем успешных, то есть добившихся высоких показателей переработки отходов – и прежде всего переработчиков макулатуры. Отходы бумаги и картона составляют до четверти образуемых твердых коммунальных отходов, и именно здесь скрыт наибольший потенциал вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот. Государство должно вести диалог о том, как обеспечить утилизацию отходов, попадающих в настоящее время на полигоны, с нами, а не с производителями товаров, то есть фактически с загрязнителями, потому что только утилизаторы знают, как сделать экономику цикличной, именно они – то есть заводы, которые из отходов делают продукцию – в действительности будут обеспечивать достижение национальных показателей в сфере обращения с отходами, обозначенных Президентом Российской Федерации, вкладывая средства в модернизацию и развитие мощностей, создавая спрос на вторичное сырье.
В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, поручить федеральным органам исполнительной власти и Аппарату Правительства Российской Федерации направить свои усилия на скорейшее принятие законопроекта, обеспечивающего внедрение полноценной системы РОП в Российской Федерации в точном соответствии с Концепцией совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Правительством Российской Федерации в декабре 2020 года.
С Уважением,
Член Наблюдательного Совета
СРО Ассоциации «Лига ПМ»
Советник ректора
по устойчивому развитию,
Профессор Московского Университета
Им. С.Ю. Витте Кондратьев Д.Г.